Сатирический характер поэзии Некрасова

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, “Псовая охота” (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах. Правда, далее поэт упоминает о пробуждении

природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.
Ирония, мастерски использованная в “Псовой охоте”, характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов (“Современная ода”, “Колыбельная песня”, 1845; “Нравственный человек”,1847). Новые сатирические стихи Некрасова – важный этап в его творческом развитии. Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной,
непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это – типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение “Еду ли ночью.” (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: “Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта”. История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.
В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый “панаевский цикл”, который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым “денисьевским циклом” Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини (“Если мучимый страстью мятежной.”, 1847; “Ты всегда хороша несравненно.”, 1847; “Поражена потерей невозвратной.”, 1848; “Да, наша жизнь текла мятежно.”, 1850, и другие, вплоть до “Трех элегий”, написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).
В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к
Миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы “мрачного семилетия” были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора “Современника”. Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: “Три страны света” (1848-1849) и “Мертвое озеро” (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.
Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: “Блажен незлобивый поэт” (1852). Это один из первых манифестов “гоголевского” направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения
– “Он проповедует любовь
– Враждебным словом отрицанья.”
Вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,- “Отрывки из путевых записок графа Гаранского” (1853) -смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось “мрачное семилетие” и цензурный гнет был несколько ослаблен.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


What are the types of paradigmatic relations.
Сейчас вы читаете: Сатирический характер поэзии Некрасова