Интерпретации Образа Щукаря

Несправедливое вульгаризаторское отношение к шолоховскому роману проявилось и в, казалось бы, частном вопросе – интерпретации образа деда Щукаря. В 1987 г. в периферийных газетах была растиражирована статья журналиста Л. Воскресенского “Смешон ли дед Щукарь?”, первоначально опубликованная в “Московских новостях”. В ней Щукарь предстает как тунеядец, лентяй, варварски относящийся к лошади. Очень сомнительна для автора статьи воспитательная роль этого образа. “Даже городскому жителю,- возмущается Воскресенский,- трудно без стыда и боли одолеть эти четыре страницы “смешного текста”, а каково крестьянину, имевшему дело с лошадью и знающему, что такое лошадь в хозяйстве”.
Однако, есть такая черта в русском характере: ради красного словца не пожалеть и родного отца. Что уж тут о лошади говорить. Художественный образ – не наставление по трудовому воспитанию, а эстетическое пересоздание действительности, способствующее всестороннему развитию личности.
Л. Воскресенского в “развенчании” Щукаря поддержал А. Знаменский в завидного объема статье “Трагикомедия мелкой души: так кто же он такой, всем хорошо известный дед Щукарь?” (Литературная Россия.- 1987.- 18 декабря). При этом автором говорится немало высоких слов о мастерстве Шолохова: “Вот уже полвека живет среди нас этот замечательный старичок, потешая, развлекая

и удивляя. Он совершенно не стареет. Мы пытаемся проникнуть в секрет его разительной живучести, уже сделавшей заявку на вечность, бессмертие”. Однако, какой смысл вкладывает автор статьи в этот действительно нарицательный и неординарный образ? Как согласуется трактовка А. Знаменского с шолоховской идейно-художественной концепцией? Ответ на эти вопросы, увы, неутешительный.
Знаменитый старичок, по мнению краснодарского литератора, оказался. лодырем и люмпеном и “трудовой среде как-то не очень подходит, не сливается с ней”. Он – “соль земли наоборот”, “Человек наизнанку”, только примазавшийся к званию трудящегося человека. “Как у всякого люмпена, в нем с малых лет (оказывается, люмпеном человек уже рождается ) живет сладостная мечта о безбедной, независимой жизни, минуя труд”. В доказательство автор разбирает эпизод за эпизодом многие страницы романа – от “ошибки” бабки-повитухи и рыбной ловли “юного прагматика” до неудачного кашеварства Щукаря в бригаде Любишкина. Но вот то, что идет в разрез с “концепцией” А. Знаменского, он, разумеется, опускает. И то, что крышу Марине Поярковой старый дед перекрыл лучше молодого Разметнова.
И то, что назначенный кучером и конюхом при правлении колхоза Щукарь “несложные обязанности свои выполнял неплохо”. Коней запрягал, соперничая в быстроте с гремяченской пожарной командой. Даже спать, несмотря на весенние заморозки, перешел было в конюшню, а после скандала, учиненного женой, “два раза за ночь ходил проведывать жеребцов, конвоируемый своей ревнивой супругой”. Юмор Шолохова в данном контексте не снимает серьезной оценки трудовой бытности Щукаря. Чем больше вчитываешься в статью “Трагикомедия мелкой души.”, тем яснее понимаешь: главная вина Щукаря, по Знаменскому, в том, что он посягнул на кулацкий тулуп, почувствовал и свое право приблизиться к “обобществленному живому и мертвому инвентарю”. Вот за это-то и обвиняется он теперь даже не в крохоборстве только, а в алчности, в корыстной страсти к “интересу”.
Алчность героя доказыва




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Expiratory theory.
Сейчас вы читаете: Интерпретации Образа Щукаря