Барин и мужик в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев. Помещики представлены в поэме глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Сатирически изобразил Некрасов паразитическую жизнь помещиков до реформы, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший
Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню,-
Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола иной и не могла быть жизнь помещиков, их мораль и взгляды:
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новым условиям жизни барин приспособиться не может и не желает — неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ.
Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина. Этот барин «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы «Последыша», еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий.
Крестьяне, которых встречали странники — это люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Мужицкое счастье — «дырявое с заплатками, горбатое с мозолями». Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их «Барщинная», «Солдатская», «Соленая», «Голодная». «Тоска-беда замучила», «тошен свет, правды нет» — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой», Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. Но никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто сохранил в себе силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — «богатырь святорусский». Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. История Савелия и его товарищей повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего