Образ народного заступника Гриши Добросклонова
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень поэтично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно связанного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.
Рос Гриша в нищете.
Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим человеком, он ясно видел лишь две дороги:
Одна просторная
Дорога — торная.
Страстей раба.
Но есть и вторая дорога:
Другая — тесная,
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «обиженными». Это дорога народных заступников, революционеров, и Гриша не одинок в своем выборе:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути.
Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появлении таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Глеба и «несчастного Якова».
Нет крепи — Глеба нового
Не будет на Руси!
Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это «совесть спокойная, правда живучая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные».
Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастливо живет на Руси, но и является олицетворением понимания Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.