Поэтическая цельность стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение — к вельможе, образ сна составляет основу последнего обращения — к народу. Некрасов использует образ сна прежде всего для того, чтобы показать равнодушие представителей государственной власти к судьбам народа. Сначала это сон живого человека:
— А владелец роскошных палат
— Еще сном был глубоким объят.
— Ты,
— Упоение лестью бесстыдною,
— Волокитство, обжорство, игру,
— Пробудись! Есть еще наслаждение:
— Вороти их! в тебе их спасение!
— По счастливые глухи к добру.
Образ сна-смерти убивает всякую надежду «разбудить» вельможу, сделать его отзывчивым к нуждам народа:
— Убаюканный ласковым пением
— Средиземной волны, — как дитя,
— Ты уснешь, окружен попечением
— Дорогой и любимой семьи
— (Ждущей смерти твоей с нетерпением):
— Привезут к нам останки твои,
— Чтоб почтить похоронною тризною,
— И сойдешь ты в могилу. герой,
— Возвеличенный громкой хвалой!.
Ни вельможе, ни тем, кто ждет его смерти, нет дела до проклятия отчизны: их жизнь идет мимо родины, мимо народа, мимо его страданий. В утешение себе, т. е. в оправдание, они выработали особый взгляд на мужика: «Не беда, что потерпит мужик: так ведущее нас провиденье указало. да он же привык!» Как ни бесчеловечен такой взгляд на мужика, лирический герой не может его опровергнуть, потому что мужик действительно привык к своему бедственному положению. И он с болью душевной скажет:
— За заставой, в харчевне убогой,
— Все пропьют бедняки до рубля
— И пойдут, побираясь дорогой, И застонут.
И подхватив образ застонут, поэт построит на нем следующие три обращения. Первое — обращение-вопрос, но такой вопрос, ответ на который содержится в самой его постановке:
— Родная земля!
— Назови мне такую обитель,
— Я такого угла не видал,
— Где бы сеятель твой и хранитель
— Где бы русский мужик не стонал?
Всю эту часть, состоящую из трех обращений, мы воспринимаем как одно целое. Повторением слов стонет и стон и особой ритмико-мелодической организацией стиха создается слуховой образ плача-причитания, почти рыдания, в котором выражается глубочайшее сочувствие лирического героя угнетенному народу. Вслушаемся в мелодию этой части. Обращение «Родная земля!» читается на восходящей мелодии, поскольку оно состоит из восклицания и вопроса. А дальше перечисляются места, где стонет русский мужик:
— Стонет он по полям, по дорогам,
— Стонет он по тюрьмам, по острогам,
— В рудниках, на железной цепи;
— Стонет он под овином, под стогом,
— Под телегой, ночуя в степи;
— Стонет в собственном бедном домишке,
— Свету божьего солнца не рад;
— Стонет в каждом глухом городишке,
— У подъезда судов и палат.
Это одно сложное предложение, распадающееся на четыре мелодических отрывка, границы между которыми обозначены точкой с запятой. Этот знак, так же как и точка, требует нисходящей мелодии, т. е. понижения голоса. Внутри каждого отрывка — однородные члены предложения, каждый из которых несет на себе логическое ударение. Значит, почти все слова в этом предложении произносятся одинаково сильно. Четыре нисходящие мелодии и двенадцать логических ударений создают своеобразный высокий мелодический моиотон. Следующая часть начинается двумя восклицаниями: «Волга! Волга!» На этой высокой ноте с еле заметным понижением читаются заударные слова:
— Весной многоводной
— Ты не так заливаешь поля,
— Как великою скорбью народной
— Переполнилась наша земля.
На этих словах голос обрывается на самой высокой ноте, а дальше идет мелодический «перелом»: продолжительная пауза, резкое понижение голоса и обобщающие слова: «Где народ, там и стон.» самые мрачные в стихотворении — читаются на самой низкой ноте. Последнее обращение («Эх, сердечный!») снова читается на восходящей мелодии.
Такой мелодический рисунок вместе с размером стихотворения (анапест) является средством создания возвышенного образа народа и выражает высокий эмоциональный накал в переживаниях лирического героя, вызванных размышлениями о судьбах народа.
Слуховой образ плача подчиняет себе все другие образы. Благодаря ему мы не чувствуем речевой пестроты. Образ мужики — русский мужик — русский народ создается словами разных речевых стилей: армячишка, котомка, лапти, кош ли, а рядом — пилигримы тюрьма, острог, овин, стог, телега, домишко, городишко, а рядом — обитель, сеятель, хранитель. И «низкие» слова «подчиняются» высокому интонационно-мелодическому и ритмическому строю стихотворения, теряют свое бытовое значение и приобретают особую художественную функцию: служат средством создания возвышенного трагического образа русского народа.