Раздумья семи эпических мужиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Раздумья семи эпических мужиков. стали общенародными. Красота эпической замкнутости действия поддерживается словами Григория Добросклонова о цели его жизни, которые даже в форме выражения совпадают со спором семи мужиков в прологе. Цель жизни Григорий видит в том, “чтобы. каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси”, или, как сказано в авторском повествовании, Григорий “будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”, для счастия, которое так настойчиво ищут семь странников.
В “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой поэзии Некрасова – народ. Поэт показывает его жизнь всесторонне – и в горе, и в “счастии”. Подчеркивая зависимость всех слоев общества от крестьянства, его исключительное значение в жизни общества.
Некрасов устами Якима Нагого из деревни Босово рассказывает о титанической тяжести труда, который несут крестьянские массы. Рисуя типические явления современной ему действительности, Некрасов говорит о целых селениях нищенствующих крестьян:
Пускай

народу ведомо,
Что целые селения
На попрошайство осенью,
Как на доходный промысел,
Идут.
Поэт рисует различные типы крестьян. Значительная часть крестьянства, выросшего в условиях крепостнического общества, представляла собой пассивную массу, которая отличалась долготерпением, в ответ на “обиды”, чинимые угнетателями, была способна лишь “разводить безнадежно руками” и ограничиваться покорным восклицанием: “Суди его бог”. Правда, и эта категория крестьян не всегда была неизменной, терпеливой, все переносящей: в моменты массового крестьянского движения и она принимала в волнениях большее или меньшее участие. Однако в случае неудач она быстро отступала, “труса праздновала”.
Некрасов выводит не только пассивную массу, но и сознательных и активных крестьян, протестующих и борющихся со своими эксплуататорами. Даже “холоп примерный – Яков верный”, холивший, ублажавший, оберегавший барина, наконец потерял всякое терпение: в ответ на издевательства помещика он кончил жизнь самоубийством на глазах этого изверга.
Самоубийство Якова – это еще пассивная, жалкая попытка отомстить помещику. Я ким Нагой, обнаруживая таящуюся в народе ненависть, бросает грозное обвинение всему помещичьему строю: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди – стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Но вот в главе “Савелий, богатырь святорусский” крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. “Осьмнадцать лет терпели” крестьяне притеснения и обиды, но терпению пришел конец – и “вдевятером”, “голодные”, в колодезную яму “всей гурьбой” бросили они ненавистного тирана.
Правда, их расправа с немцем-управителем носит пока еще стихийный характер, но ведь такова была действительность крепостнического общества: крестьянские бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями. Таких людей, как Савелий, было тогда немного, но его образ был типичен, так как выражал протест крестьянства “во времена досюльные”, то есть до отмены крепостного права. С течением времени по мере расширения крестьянского движения такой тип приобрел все большее и большее распространение и в жизни. Словами Савелия “недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть” Некрасов предостерегает народ от излишней терпеливости, а словами “наддай! наддай!” призывает к открытому революционному восстанию.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Тема любви в поэзии серебряного века.
Сейчас вы читаете: Раздумья семи эпических мужиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”