Вера Некрасова в торжество народа на примере стихотворения “Железная дорога”


После потрясающих картин бедствий народных поэт, в полном соответствии со своими принципами, показывает Ване еще одну, не менее страшную картину примирения народа с угнетателями, торжества толстого подрядчика и “грамотеев-десятников”. Народ, с криком “Ура!” мчащий по дороге лабазника,- в этом почти символическом эпизоде есть что-то жуткое. Вот правда, которая не может и не должна оставить равнодушными всех, кому дорога родина. Вспомним, что в “Размышлениях у парадного подъезда” Некрасов призывал покончить с вековым терпением народа, а Салтыков-Щедрин в своей сказке с болью писал о “мужичине”, который сам свил для себя веревку. Как верно заметил И. Рыленков, “самая суровая и горькая правда о народной жизни в стихах Некрасова не могла быть обидной для народа, так как это была правда самого народа, выражавшая его моральный кодекс, его веру в лучшее будущее, в конечное торжество справедливости”.
А нет ли в четвертой части картины, которая своеобразно продолжает и завершает спор с генералом о подлинном строителе дороги? Обратимся к стихотворению: “труды роковые кончены”; “мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках”. И здесь появляется тот, кто присваивает себе плоды, славу народного труда и кого с нескрываемой ненавистью рисует Некрасов:
– Едет подрядчик по линии в праздник,
– Едет работы свои


посмотреть.
Но читатель уже знает, чьи “работы” смотрит “почтенный лабазник”. Ни подрядчик, ни Клейнмихель, ни стоящий за ними царь (именем которого была названа Петербургско-Московская железная дорога) даже претендовать не смеют на высокую честь строителя и хозяина дороги. Ее подлинный создатель и хозяин – парод, хотя еще не осознавший значения своего труда. Так выстраиваются на одной линии вельможа из “Размышлений у парадного подъезда”, генерал, подрядчик; Клейнмихель (а за ним – сам “помазанник божий” – русский царь), на другой – ходоки, крестьяне, строители железной дороги, всемирный трудовой народ. Первая группа персонажей изображена резко сатирически, вторая с сочувствием, глубоким уважением и любовью.
Клейнмихель выступает как образ собирательный. Иначе вряд ли стоило писать о человеке, который, правда, в 40-е годы, во время строительства дороги, был у всех на виду, но позднее, в 60-е годы (время написания стихотворения), выйдя в отставку, оказался забытым всеми. Говоря о Клейнмихеле, поэт, между прочим, метил и в самодержца – уже умершего Николая I и сидевшего на троне Александра II, который в 40-е годы, будучи еще наследником престола, тоже числился одним из организаторов строительства дороги. А почему стихотворение посвящено детям? Почему в нем привычка к труду названа “благородною”? После проведенного разбора легко сделать вывод о том, что будущее родины Некрасов связывал с молодыми поколениями, отдающими себя борьбе и труду во имя счастья народа. Как говорил С. Маршак, “.не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым “Железная дорога”. Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который “вынес и эту дорогу железную”,
– Вынесет все – и широкую, ясную
– Грудью дорогу проложит себе.
– Жаль только – жить в эту пору прекрасную
– Уж не придется ни мне, ни тебе”.
Сравнивая “Железную дорогу” с произведениями других поэтов на аналогичную тему, К. И. Чуковский приходит к выводу о единстве Некрасова с народом, о “самоотождествлении поэта с подневольным и страдающим людом”. Поэтизируя народ, Некрасов был непримирим к его долготерпению. Он обращался с революционным призывом к молодому поколению в тяжкую пору реакции 1863-1864 гг. Автор видит в “Железной дороге” поэму о творческом труде народа. В книге прослежена связь языка поэмы с народной речью, рассмотрено своеобразие поэтического пейзажа Некрасова.
Основу стихотворения автор видит в проблеме исторической роли народа и личности, в вопросе о народе как создателе и творце всех человеческих ценностей. Последняя главка “Железной дороги”, по мнению автора, заставляет задуматься над тем, каких усилий будет стоить счастье и как еще долог путь к нему. В статье исследуются факты и прототипы, послужившие Некрасову отправной точкой в создании художественных образов.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Трагедия как жанр классицизм.
Сейчас вы читаете: Вера Некрасова в торжество народа на примере стихотворения “Железная дорога”