Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”)

Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении “Мещанин во дворянстве” он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки.
В основу сюжета Мольер положил общую тенденцию, все больше укоренявшуюся в обществе XVII века. Для этого времени было характерно разделение на “двор” и “город”. Причем в “городе” постоянно наблюдалось тяготение ко “двору”. Для того чтобы как можно больше приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение, мелкие буржуа покупали должности, земельные владения, старательно (порой до нелепости) овладевали всеми дворянскими манерами, языком, нравами, стилем одежды и многими другими особенностями жизни высшего света. Но, несмотря на все старания мещан, различия между ними и дворянством оставались значительными. Мольер в своей комедии стремился показать губительную власть “двора” над умами и поступками буржуазии. И в то же время его целью было лишить дворян этой власти, разоблачить, показать их истинную низкую сущность, мелочность их интересов, скрытую под маской благородства и изысканности, а следовательно, подчеркнуть

необоснованность стремлений представителей мещанства во всем подражать высшему свету. Пагубное влияние подобных стремлений можно наиболее ярко проследить на образе главного героя комедии.
Вначале увлечение Журдена дворянством – просто невинная слабость. Но, по мере развития сюжета, она разрастается, достигая грандиозных размеров, выражаясь в немыслимых, почти маниакальных, поступках и суждениях. Для героя возможность приблизиться к знати – единственная цель, самое высшее счастье. Он старается достичь максимального сходства с представителями дворянства, и вся его жизнь уходит на то, чтобы абсолютно во всем подражать им. “Одеваюсь я теперь, как одевается знать”, – хвастливо говорит он. К тому же Журден старается всячески подчеркнуть свое мнимое превосходство, выставить его напоказ: “Я хочу пройтись по городу в новом костюме, да только смотрите, не отставайте ни на шаг, чтоб все видели, что вы мои лакеи.” Постепенно идея приобщиться к светскому обществу настолько захватывает Журдена, что у него исчезает всякое реальное представление о мире и жизни. Он совсем теряет рассудок, своими поступками нанося вред, в первую очередь, самому себе. В своем увлечении он доходит до совершенной душевной низости, начиная стыдиться своих близких, своих родителей. Он не обращает внимания на настоящие ценности, на истинные человеческие чувства. Его дочь Люсиль всей душой любит Клеонта – благородного молодого человека, честного, правдивого, способного на искренние чувства, но не из знатного рода. А Журден требует, чтобы его зять непременно имел дворянское происхождение. Это и вынуждает Клеонта пойти на хитрость – выдать себя за сына турецкого султана. По мере развития сюжета мы понимаем, что слабостью героя окружающие все больше начинают пользоваться в корыстных целях. Его дурачат все, кому это выгодно: учителя музыки, философии, танцев обворовывают его, подыгрывают ему во всем, откровенно льстят, стремясь обогатиться за его счет. Обманы




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Станционный смотритель хозяин человек.
Сейчас вы читаете: Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”)