Творческая дерзость Мольера

Все три комедии принесли автору вечную славу, хотя в земной жизни творчество причиняло ему одни неприятности. “Тартюф” после первых постановок был запрещен. Церковники – иезуиты и янсенисты – увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижский грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а некий кюре даже предлагал автора сжечь на костре. Сам король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера неофициально. Комедия не появлялась

на сценах пять лет, пока общественные устои немного не смягчились.
“Дон Жуан” был написан Мольером после запрещения “Тартюфа”, чтобы прокормить труппу. Однако и с этой комедией произошла неприятная история: после пятнадцатого представления, несмотря на огромный успех у публики, “Дон Жуан” неожиданно исчез со сцены. “Тартюф” привлек к Мольеру повышенное внимание ордена иезуитов и, скорее всего, здесь тоже не обошлось без их вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский “Театр Месье”, повысил его в ранге, дав название “Актеры короля”, и труппе стали выплачивать жалованье из
казны.
В “Мизантропе” многие увидели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. Мольер действительно находился в тяжелом положении: не прожив и года, умер его сын, крестник короля; с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты. “Тартюф”, которого он считал своей самой большой удачей, был запрещен.
Всего Мольер оставил потомкам 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств: “Принцесса Элиды”, “Господин де Пурсоньяк”, “Блистательные любовники” (1670).
Целый ряд пьес относится к жанру семейно-бытовых комедий: “Жорж Данден, или Одураченный муж”, “Брак поневоле”, “Скупой” (все – 1668), “Плутни Скапена” (1671), “Ученые женщины” (1671) и некоторые другие. Последние значительные комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (1670) и “Мнимый больной” (1673) написаны как комедии с включением балетных номеров.
Из комедии “Одураченный муж” в собрание крылатых слов пришло выражение “Ты этого хотел, Жорж Данден!”. Оно означает: “Ты сам виноват в своих несчастьях”.
“Мещанин во дворянстве”, премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю королевской охоты, не понравилась зрителям.
Обаятельный, хотя и наивный, совсем не образованный герой “из мещан” на фоне промотавшегося графа и легкомысленной кокетки маркизы оскорблял знать.
Исследователи отмечают, что творческая дерзость Мольера, его новаторство намного опережали эволюцию эстетических и этических норм того времени. Его художественная свобода, которую Г е т е называл “обаятельной естественностью”, граничила в то время с нарушением моральных принципов общества и государства.
Комедия “Мнимый больной” стала эпилогом жизни ее автора. 17 февраля 1673 г. Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана с его мнимыми болезнями веселить публику. Некоторые зрители заметили, что у актера начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом кровь, и он скончался. Ему исполнился на тот момент пятьдесят один год.
В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не затем, чтобы с почестями проводить его в последний путь. Ханжи жаждали помешать погребению “великого грешника”. Арманда бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику.
Х


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процессор берет программы и исходные данные для обработки.
Сейчас вы читаете: Творческая дерзость Мольера