Творческая дерзость Мольера
Все три комедии принесли автору вечную славу, хотя в земной жизни творчество причиняло ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен. Церковники — иезуиты и янсенисты — увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижский грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а некий кюре даже предлагал автора сжечь на костре. Сам король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера неофициально. Комедия не появлялась
«Дон Жуан» был написан Мольером после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу. Однако и с этой комедией произошла неприятная история: после пятнадцатого представления, несмотря на огромный успех у публики, «Дон Жуан» неожиданно исчез со сцены. «Тартюф» привлек к Мольеру повышенное внимание ордена иезуитов и, скорее всего, здесь тоже не обошлось без их вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский «Театр Месье», повысил его в ранге, дав название «Актеры короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.
Всего Мольер оставил потомкам 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств: «Принцесса Элиды», «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники» (1670).
Целый ряд пьес относится к жанру семейно-бытовых комедий: «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой» (все — 1668), «Плутни Скапена» (1671), «Ученые женщины» (1671) и некоторые другие. Последние значительные комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673) написаны как комедии с включением балетных номеров.
Из комедии «Одураченный муж» в собрание крылатых слов пришло выражение «Ты этого хотел, Жорж Данден!». Оно означает: «Ты сам виноват в своих несчастьях».
«Мещанин во дворянстве», премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю королевской охоты, не понравилась зрителям.
Обаятельный, хотя и наивный, совсем не образованный герой «из мещан» на фоне промотавшегося графа и легкомысленной кокетки маркизы оскорблял знать.
Исследователи отмечают, что творческая дерзость Мольера, его новаторство намного опережали эволюцию эстетических и этических норм того времени. Его художественная свобода, которую Г е т е называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением моральных принципов общества и государства.
Комедия «Мнимый больной» стала эпилогом жизни ее автора. 17 февраля 1673 г. Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана с его мнимыми болезнями веселить публику. Некоторые зрители заметили, что у актера начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом кровь, и он скончался. Ему исполнился на тот момент пятьдесят один год.
В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не затем, чтобы с почестями проводить его в последний путь. Ханжи жаждали помешать погребению «великого грешника». Арманда бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику.
Х