О пьесах “Тартюф” и “Мещанин во дворянстве” Мольера

“Тартюф” – признанная вершина творчества Мольера. В этой коме­дии идеологическая насыщенность счастливо сочетается с художествен­ным совершенством.
Замечательны выведенные в ней характеры. В пьесе почти нет “под­собных” персонажей с условной характеристикой.
Главным персонажем, героем комедии, является Тартюф. Именно в нем воплощена ненавистная Мольеру фигура ханжи.
Тартюф изображен законченным мошенником, ловко использующим наивность, доверчивость людей, их веру в то, что за внешней святостью все­гда кроется

и высшая добродетель. Из развязки комедии мы узнаем, что Тартюф по существу даже и не ханжа, а проходимец с уголовным прошлым. Маска ханжи надета им для совершения очередной плутни, жертвой кото­рой должен явиться Оргон.
Мольер изобличает ханжество, показывая, что оно является орудием преступления, против которого беззащитны наивные святоши. Чтобы сде­лать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки. Мольер не пожалел красок на обрисовку подлинной физиономии Тартюфа. Это жадный, грубый и хищный плут.
На протяжении всей комедии присутствуют как бы два Тартюфа. Один – жадный, корыстолюбивый, сластолюбивый,
бессовестный мошен­ник. Другой – его маска: ханжа, усвоивший все манеры, весь жаргон цер­ковников, одурачивавших простаков. И сатира Мольера направлена не столько против откровенных плутней Тартюфа-мошенника, сколько про­тив ханжества, им усвоенного, Мольер показывает, для чего служит маска благочестия. Совесть и ханжество – вещи несовместимые.
Комедия Мольера обличала бессодержательность церковной морали.
“Тартюф” по праву считается лучшей комедией Мольера. Впечатляю­щая сила ее заключалась и в живучести изобличенного порока.
Тартюф бил прямо по злейшим врагам Мольера – религиозным хан­жам. Но обобщающая сила искусства придала этому типу более широкое значение. Недаром имя Тартюфа вошло в язык, как позорная кличка вся­кого лицемера, прикрывающего низменные побуждения фальшивой доб­родетелью.
Второй эпизод комедии связан с осмеянием разбогатевших претенци­озных буржуа, набиравших силу в сословном французском обществе, и с выпадом против сословия дворянского в лице стремительно деградировав­шей аристократии.
“Мещанин во дворянстве” – образец “веселой” комедии. Как и во мно­гих других пьесах Мольера, главное внимание уделено центральному персонажу, господину Журдену.
Этот простодушный и недалекий разбогатевший мещанин ослеплен единственной страстью: стать дворянином. Ради этого он покорно подвер­гается “воспитанию” с целью принять манеры маркизов и во всем доверяет проходимцу из обедневших графов Доранту, который пользуется довер­чивостью Журдена в очевидно корыстных целях.
Творчество Мольера питалось многими истоками – это классицизм, античная драматургия, народная карнавально-балаганная культура, ис­кусство эпохи Возрождения и барокко.




Судьба героев на дне.
Сейчас вы читаете: О пьесах “Тартюф” и “Мещанин во дворянстве” Мольера