Тартюф — центральный персонаж одноименной комедии, в котором современники Мольера сразу узнали члена «Общества святых даров», созданного королевой Анной Австрийской для борьбы с безбожием и вольномыслием. Тартюф пользуется характерными для этого общества приемами: надевает маску святости, выдает себя за разорившегося дворянина таким образом он втирается в доверие и попадает в дом набожного Оргона. Тартюф имеет связи с судом и полицией, ему покровительствуют влиятельные придворные, они даже представляют его королю для доноса
на Оргона. У овдовевшего Оргона молодая жена Эльмира, в их доме часто бывает веселая и вольномыслящая молодежь, таков Клеант, брат Эльмиры. Оргон к тому же хранит у себя в шкатулке бумаги своего друга Аргаса, эмигрировавшего участника Фронды. Такие семьи чаще всего и становились объектами слежки членов «Общества святых даров».
На Оргона произвело впечатление христианское смирение Тартюфа:
Он в церкви каждый день молился без меня,
В порыве набожном колени преклоня.
Он привлекал к себе всеобщее вниманье.
При этом Тартюф — настоящий гурман и сибарит. Внешность его и манеры приятны, обходительны и
вкрадчивы, но на самом деле он активен, энергичен, холодно расчетлив, мстителен и стремится к власти над людьми. Как иезуит, он, пользуясь именем Божьим, вынуждает Оргона отдать ему на хранение шкатулку с бумагами Аргаса. Чувствуя себя безнаказанным, Тартюф домогается любви жены Оргона Эльмиры, хотя старик мечтает женить его на своей дочери Мариане. Тартюф соглашается на этот брак, хотя и не любит Мариану, ибо его прельщает богатое приданное. Эльмира жалуется на домогательства Тартюфа мужу, но Тартюфу удается выкрутиться, надев маску покорности и смирения. Но когда Эльмира срывает с него маску во второй раз, он угрожает доносом на Оргона. Комедия заканчивается тем, что справедливый король разоблачает Тартюфа и приказывает его арестовывать.