Мольер (1622-1673) — жизненный и творческий путь

Мольер — псевдоним, который взял себе в начале театральной карьеры Жан-Батист Поклен. Он родился в 1622 г. в семье богатого парижского буржуа. Закончив колледж, Поклен выдержал экзамен на звание лиценциата прав при Орлеанском университете. Не воспользовавшись адвокатским дипломом, он в январе 1643 г. отказался наследовать дело отца и работать в цехе обойщиков. Через полгода Мольер и его друзья сделали попытку организовать театр, но он не продержался и двух лет.
Начались странствия Мольера по провинциям. Он становится организатором труппы,

и к этому времени, вероятно, относятся его первые пьесы. Провинция с ее религиозным фанатизмом и самодурством подсказала Мольеру «Тартюфа» и «Дон-Жуана». Автор соприкоснулся с площадными представлениями, насыщенными политическими намеками и социальной критикой.
В 1661 г. театр получает место в Париже, близкое ко дворцу, и Мольер становится распорядителем дворцовых праздников, а также одновременно находит возможность вставить в пышный придворный спектакль «серьезную» пьесу.
Среди множества пьес, созданных в это время, важное место занимает «Тартюф» (1664), который А. С.Пушкин считал величайшим произведением
мировой литературы. Гуманизм Мольера так велик, что он дает возможность исправления отрицательным героям, но суд его над лицемерием беспощаден.
В комедии «Мещанин во дворянстве» мы попадаем в дом богатого буржуа. Основная цель хозяина дома — стать дворянином. Журден — буржуа, пожелавший во что бы то ни стало стать маркизом. С этой целью он задумал научиться танцам и фехтованию, философии и изящным манерам. Но учителя его — плуты и аферисты. Комические эпизоды с женой и служанкой показывают нелепость и глубину заблуждений Журдена, который от своей мечты так поглупел, что не видит и явного надувательства. Апогеем являются 5-ая и 6-ая сцены четвертого акта, когда переодетый слуга Ковьель объявляет Журдена сыном дворянина, а затем сватает его дочь Люссиль за сына турецкого султана. Сцена подчеркивает комическую нелепость мании Журдена, который палочные удары принимает за посвящение в высшие круги турецкого общества.
Перу этого талантливого комедиографа принадлежит также пьеса «Мнимый больной», которую он создавал, будучи уже очень больным. Здесь Мольер верит в доброту человека, ее действенность. Он осмеивает скупость, лицемерие.
Мольер играл в театре до последнего вздоха. 17 февраля 1673 г., во время 4-го представления «Мнимого больного», автору стало плохо. Доиграв до конца пьесу, вечером он скончался. Жизнь Мольера оказалась самой лучшей из пьес.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мольер (1622-1673) — жизненный и творческий путь