Тема религии и бога в творчестве Маяковского

В поэме четко определена роль поэзии в грядущих революционных битвах. Маяковского, ставит его в ряд великих талантов прошлого; творчество поэта противостоит опытам футуристов, с которыми его свела судьба. В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Вызовом устоявшемуся укладу жизни звучат заключительные слова поэмы, обращенные к богу:
– Я думал – ты всесильный божище,
– а ты недоучка, крохотный божик.
– Видишь, я нагибаюсь,
– из-за голенища
– достаю сапожный ножик.
– Крыластые прохвосты!
– Жмитесь в раю!
– Ерошьте перышки в испуганной тряске!
– Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
– отсюда до Аляски!
– Эй, вы! Небо!
– Снимите шляпу! Я иду!
Богоборческая тема, тесно связанная с обличением буржуазного строя и призывом к революции, определила первоначальное название поэмы – “Тринадцатый апостол”. Цензура не могла этого пропустить, пришлось заменить заголовок и согласиться с многочисленными пропусками, которые приглушали революционное звучание произведения. В автобиографии Маяковский писал: “Облако” вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек”.
Перед публикацией Маяковский был у Горького, читал “Облако”, был глубоко тронут одобрением Горького, который уже по поводу первых стихов поэта сказал: “Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано. настоящими словами”. “Настоящими словами” написаны лучшие произведения Маяковского этого периода – .”Флейта-позвоночник”, “Война и мир”, “Человек”. Поэма “Облако в штанах” явилась первым этапным произведением, подытожившим все то, чего поэт достиг в начальный период творчества в идейно-тематическом и художественном плане. “Облако” дает представление о содержании и особенностях всего дооктябрьского творчества поэта. Острая постановка социальных вопросов времени, напряженно-трагическое мироощущение лирического героя, непримиримый протест против всей буржуазной действительности, призыв к бунту, революции, гуманистическое, активное словесно-ритмическое звучание поэзии, гиперболизм образов, метафоричность языка – все это решительно выделило Маяковского из футуристической группы и послужило началом новых поисков, новых поэтических открытий, непосредственно связанных с революцией и новой, социалистической эпохой.
“Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось”. Действительно, Маяковский делает все, что требовало от него время, революция: рисует плакаты, пишет киносценарии, сам играет, выступает в разных аудиториях, ищет новые слова, образы, чтобы воспеть будни революции, помочь народу его “последнем, решительном”. Первым поэтическим даром бойцам революции было двустишие:
– Ешь ананасы, рябчиков жуй,
– День твой последний приходит, буржуй,-
– (1917)
Бодрая уверенность в победе слышится в каждом слове стихотворения, в каждом призыве: “Коммуне не быть покоренной”, “России не быть под Антантой”, “Крепи у мира на горле пролетариата пальцы”. Образы картинно рельефны, метафоричность придает им свежесть и неповторимость (“Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой”). Ритм способствует выделению при чтении наиболее значимых слов, созданию чеканного маршевого напева. Широта и мощь образов, призывность и мажорность звучания присущи всей поэзии первых послеоктябрьских лет, но необычную ритмическую окраску, зримую конкретность этим образам придал только Маяковский.
Что привело Маяковского в Роста? Горячее желание все свои силы и способности отдать на службу революции, помочь разгрому белогвардейских банд и полчищ интервентов. Выпуск “Окон Роста” требовал умения быстро разобраться в обстановке, выбрать из телеграфных сообщений главное, сформулировать задание и выполнить его так, чтобы плакат появился раньше газеты и своей броскостью привлек внимание к тому, что для республики сегодня было самым важным. Маяковский, обладавший политически острым зрением, аналитическим умом и выдающимся талантом, стал фактически руководителем мастерской: сам выбирал наиболее важные темы, распределял задания, с “пулеметной быстротой” создавал плакаты. М. М. Черемных вспоминает: “Были случаи, когда он писал до 80 тем в день. Пока наша группа делала плакаты на первые темы, он успевал написать остальные и сам начинал рисоват
Ь”. Темы плакатов разнообразны: борьба с Деникиным и Врангелем, призыв вступать в ряды Красной Армии, утверждение идеи пролетарского интернационализма, разоблачение предательства эсеров и меньшевиков и т. д. Это отвечало общему направлению агитационной работы в государстве рабочих и крестьян.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


The morphological structure of the word.
Сейчас вы читаете: Тема религии и бога в творчестве Маяковского