Тема любви в лирике В. В. Маяковского


Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в “Облаке в штанах”, ставшая центральной во “Флейте-позвоночнике”, эта тема звучала и в поэме “Человек”. Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где все – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану. Формула “деньги, любовь, страсть”, прозвучавшая в “Облаке в штанах”, определила трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.
Октябрьская революция, раскрепостив человека, создала условия для торжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особенно яркое выражение в поэме “Люблю” (1922г.). Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях, о любви в самом широком смысле этого слова. Это песнь о том, как зарождалось, расцветало и обретало свои зрелые формы испепеляющее чувство. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить внимание на то, в какой последовательности расположены главки: “Мальчишкой”, “Юношей”, “Мой университет”, “Взрослое” и т. д. Перед нами человеческий характер в развитии, вернее в становлении любовного чувства.
“Гранада-любовь” – так определяет


Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чему открыто его сердце. Но этот же “сердечный комок” включает в себя и “гранаду-ненависть” ко всему отвратительному в жизни. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает, как его чувства становятся социально осмысленными.
В противоположность “кучерявым лирикам”, пишущим стишки “для спален”, в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно из проявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
“Люблю” заканчивается своеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Клянусь –
Люблю неизменно и верно.
Лирический герой поэмы, “подъемля торжественно стих строкоперстый”, заявлял о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новому человеку, строителю социалистического общества, своим активным восприятием жизни, цельностью.
Понимание Маяковским природы любви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражение в двух поэтических “письмах” – “Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и в “Письме Татьяне Яковлевой”.
Тарас Костров, к которому обращено стихотворение, был редактором “Комсомольской правды”. Маяковский сотрудничал с газетой, от которой и был командирован в Париж в 1928г.
В заглавии определена тема произведения – “о сущности любви”. Намечаемый здесь образ поэта, “транжирящего” поэтические строки на любовную лирику, развивается в строфах, где герой, встречая “в меха и бусы оправленную” красавицу (ее прототипом и является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор. На этом беседа с Костровым переходит в диалог с “красавицей”, который и определяет содержание стихотворения. Перед нами предстает человек, объятый любовью. “Я ж навек любовью ранен”, – признается он.
“Письмо товарищу Кострову.” – продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно (еще со времен поэм “Человек” и “Люблю”) – о “любви-гранаде”, о верности и постоянстве этого чувства. Если в поэме “Люблю” объятому чувственным пламенем лирическому герою противостоят мещанствующие “лирики” с их сентиментальной “любовинкой”, то в “Письме товарищу Кострову.” “любви-гранаде” противостоит “прохожая пара чувств” с нехитрой формулой “разлюбила – уплыла”. Истинную же любовь “не свадьбой мерить”.
Маяковский дает нравственно-философское освещение “сущности любви”:
Любовь
. .в том,
Что встает за горами грудей
Над волосами-джунглями.
Поэт отказывается рассматривать физиологическую сторону любви. Для него несравненно важнее, “что встает за горами грудей”, что порождает в сердце человека любовь. Обуреваемый чувством герой стихотворения, “силой своей играючи”, готов, “блестя топором, рубить дрова”, творить, писать стихи. Этим поэт подчеркивает, что настоящее чувство побуждает человека на большие и хорошие дела.
Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюбленным “рай да кущи”, а в том: “Что опять в работу пущен сердца выстывший мотор”.
Мысль о единстве личного и общественного в человеке нового, социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала двадцатых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 г. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в “Письме Татьяне Яковлевой”:
В поцелуе рук ли,
Губ ли,
В дрожи тела
Близких мне
Красный
Цвет моих республик
Тоже должен пламенеть.
Эти строки могут быть названы итогом жизни поэта. В них воедино сплавились “я” и “мы”, революция и поэзия, быт, история и “пламень любви”.
Совладать с этой “гранадой-любовью” в состоянии не “кучерявые лирики”, блеющие барашками стишки “для спален”, а поэт, понявший, что любовь – отражение всех сторон человеческой души, что в ней – и “поцелуи рук и губ”, и “красный цвет” республик Страны Советов. В этом и заключается “сущность любви” для Маяковского, раскрытая поэтом в лирике.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Как заполнить дневник по педагогической практике бакалавриата.
Сейчас вы читаете: Тема любви в лирике В. В. Маяковского