Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского


А что, если я
Народа водитель и одновременно – народный слуга?
Довольно часто в стихах Маяковского мы встречаем подобные вопросительные предложения. Это не значит, что поэт чего-то не знает или что-то спрашивает у нас. Это риторические вопросы, имеющие целью не получить ответ, а дать его, но в более яркой и запоминающейся, бросающейся в глаза форме.
Каждый настоящий поэт любого времени задумывается о своем творчестве, судьбе своих творений. Это не чуждо и Маяковскому.
“Грубый гунн” начинает творить в предреволюционную эпоху и поэтому не удивительно то, что в своих статьях он выступает оратором революции, ее провозвестником. В раннем творчестве его мы замечаем, что он видит свое назначение: вести людей к революции. Когда революция совершилась, поэт у Маяковского обязательно должен быть с массами, на улице, должен идти в ногу со временем.
Книгой времени
Тысячелистной
Революции дни не воспеты.
На улицу, футуристы,
Барабанщики и поэты.
Поэт ведет революцию, воспевает ее, он подобен барабанщику, который своей барабанной дробью созывает людей. Поэтому в двух последних строчках нужно видеть не перечисление, а уточнение.
Конечно, подобный взгляд Маяковского на назначение поэта и поэзии приводил к следующим размышлениям: “А что стихи? Пустое это! Небось работать – кишка тонка”. Поначалу кажется, вполне справедливое


замечание. Но отталкиваясь от него, Маяковский “Поэте рабочем” подводит к опровержению такого обвинения. Поэт сравнивается здесь и с фабрикой, и с рабочими разных направлений: деревообделочниками, рыбаками, кузнецами, техниками. “Труд поэтов” тоже тяжкий, возможно, даже более тяжкий, ведь творец имеет дело с живыми людьми, с их душами и сердцами: “Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель”. Поэтому понятны становятся строки Маяковского о том, что трудно “добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин”.
Мы равные.
Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа.
Таким образом, наблюдается некоторое “снижение” образа поэта, его личности, но не его задач. Он оказывается ближе к простому рабочему люду, призывает объединиться для достижения одной цели.
Одно из самых ярких произведений, посвященных данной теме – “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (1920 г.). Сначала заносчивый поэт “нападает” на солнце, что “занежен в облака”. Но постепенно общение налаживается. Оказывается, трудно им обоим. Неторопливо течет дружная беседа о повседневном. Но, по существу, речь идет о самом главном – о назначении поэзии:
.светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта – с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян. Одним из самых главных богов в пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет “светить”.
В статье со звучным названием “Как делать стихи” Маяковский рассказал о своем “процессе писания”. Стихи им именно “делаются”. Маяковского говорит о том, что творческая работа чрезвычайно сложна, каждое слово добывается как руда.
– Поэзия – вся! – езда в незнаемое.
Поэзия –
Та же добыча радия В грамм добыча, в год труды.
Труд поэта, считает Маяковский, оценивается не рублями, потому что пущена в ход и с годами изнаш



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ петербурга у радищева.
Сейчас вы читаете: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского