Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского

А что, если я
Народа водитель и одновременно — народный слуга?
Довольно часто в стихах Маяковского мы встречаем подобные вопросительные предложения. Это не значит, что поэт чего-то не знает или что-то спрашивает у нас. Это риторические вопросы, имеющие целью не получить ответ, а дать его, но в более яркой и запоминающейся, бросающейся в глаза форме.
Каждый настоящий поэт любого времени задумывается о своем творчестве, судьбе своих творений. Это не чуждо и Маяковскому.
«Грубый гунн» начинает творить в предреволюционную эпоху

и поэтому не удивительно то, что в своих статьях он выступает оратором революции, ее провозвестником. В раннем творчестве его мы замечаем, что он видит свое назначение: вести людей к революции. Когда революция совершилась, поэт у Маяковского обязательно должен быть с массами, на улице, должен идти в ногу со временем.
Книгой времени
Тысячелистной
Революции дни не воспеты.
На улицу, футуристы,
Барабанщики и поэты.
Поэт ведет революцию, воспевает ее, он подобен барабанщику, который своей барабанной дробью созывает людей. Поэтому в двух последних строчках нужно видеть не перечисление, а уточнение.
Конечно,
подобный взгляд Маяковского на назначение поэта и поэзии приводил к следующим размышлениям: «А что стихи? Пустое это! Небось работать — кишка тонка». Поначалу кажется, вполне справедливое замечание. Но отталкиваясь от него, Маяковский «Поэте рабочем» подводит к опровержению такого обвинения. Поэт сравнивается здесь и с фабрикой, и с рабочими разных направлений: деревообделочниками, рыбаками, кузнецами, техниками. «Труд поэтов» тоже тяжкий, возможно, даже более тяжкий, ведь творец имеет дело с живыми людьми, с их душами и сердцами: «Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель». Поэтому понятны становятся строки Маяковского о том, что трудно «добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин».
Мы равные.
Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа.
Таким образом, наблюдается некоторое «снижение» образа поэта, его личности, но не его задач. Он оказывается ближе к простому рабочему люду, призывает объединиться для достижения одной цели.
Одно из самых ярких произведений, посвященных данной теме — «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920 г.). Сначала заносчивый поэт «нападает» на солнце, что «занежен в облака». Но постепенно общение налаживается. Оказывается, трудно им обоим. Неторопливо течет дружная беседа о повседневном. Но, по существу, речь идет о самом главном — о назначении поэзии:
.светить —
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И солнца!
Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта — с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян. Одним из самых главных богов в пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет «светить».
В статье со звучным названием «Как делать стихи» Маяковский рассказал о своем «процессе писания». Стихи им именно «делаются». Маяковского говорит о том, что творческая работа чрезвычайно сложна, каждое слово добывается как руда.
— Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия —
Та же добыча радия В грамм добыча, в год труды.
Труд поэта, считает Маяковский, оценивается не рублями, потому что пущена в ход и с годами изнаш

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского