Таков он мой Маяковский. Сатирик и лирик
Наверное, для каждого из нас образ Владимира Маяковского рисуется в разных оттенках и красках, и каждый находит в стихотворениях то, что готов увидеть и узнать. Маяковский — поэт будущего, который призывает всех к единству борьбы за лучшие времена, к совести и чистоте, к справедливости.
Нет, не те «молодежь»,
Кто восхода жизни зарево,
Услыхав в крови зудеж,
На литературное произведениеы разбазаривает.
Разве это молодежь?
Нет! Мало быть
Восемнадцати лет.
Молодые — это те,
Кто бойцовым
Рядам поределым
«Мы земную жизнь переделаем!»
Честно признаюсь, что еще совсем недавно я был полностью уверен в том, что Маяковского мне понять сложно. Однако вчера вечером, когда я безо всякой надежды взял его книгу и прочитал «Облако в штанах», а затем еще и еще многие стихотворения, я вдруг почувствовал необыкновенную близость Маяковского к сегодняшнему будню, к моему душевному состоянию. Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского, а для
Наверное, для каждого из нас образ Владимира Маяковского рисуется в разных оттенках и красках, и каждый находит в стихотворениях то, что готов увидеть и узнать. Маяковский — поэт будущего, который призывает всех к единству борьбы за лучшие времена, к совести и чистоте, к справедливости.
Нет,
Не те «молодежь»,
Кто восхода
Жизни зарево,
Услыхав в крови
Зудеж,
На литературное произведениеы
Разбазаривает.
Разве
Это молодежь?
Нет!
Мало
Быть
Восемнадцати лет.
Молодые —
Это те,
Кто бойцовым
Рядам поределым
Скажет
Именем
Всех детей!
«Мы
Земную жизнь переделаем!»
Я думаю, каждый ребенок знаком с этими строчками. И мое знакомство с Маяковским началось именно с его произведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» И, даже будучи еще ребенком и абсолютно ничего не зная о Владимире Маяковском, я почувствовала его стремление в каждом из нас зажечь пусть маленькую, но ярко излучающую добро звезду.
Более полное представление о Маяковском я получила в школе. Меня очень удивил тот факт, что он не мог проехать мимо человека, который куда-то торопится. Поэт мне представился добрым и бескорыстным человеком, которому не безразлично, что происходит с окружающими его людьми, пусть даже абсолютно незнакомыми.
Впервые познакомившись с такими его стихотворениями, как: «Вам!», «Нате!», «О дряни!»- я была шокирована грубостью, к которой прибегал Маяковский. Но позже мне стало понятно, что Владимир Владимирович хотел не просто донести до читателя поэтическую мысль, взволновать его, но и побудить к немедленному действию. Маяковский не хотел принимать ту действительность, которая его окружала, в которой «многие думающие нажраться лучше как» проживают «за оргией оргию». Он хотел, чтобы в каждом «обязательно была звезда». Но мало кто из современников его понял. И в своем стихотворении «Скрипка и немножко нервно» поэт говорит: «.ору, а доказать ничего не умею». Но Маяковский верил, что его стих дойдет до потомков и они его поймут:
Мой стих дойдет через хребты веков
И через головы поэтов правительств.
И я думаю, что он был прав.
Меня привлекают стихи Маяковского. И прежде всего привлекают открытостью и откровенностью. В любом его произведении слово звучит поистине «весомо, грубо, зримо». Я думаю, любой, пропустивший эти строки через себя, через свою душу, задумается:» А может мне стоит измениться, стать лучше? Быть может, я смогу увидеть «на блюде студня косые скулы океана» или сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб»?»
Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос».
Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявлял о себе как искусство будущего. В связи с этим Маяковский писал: «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего». Шел 1914 год. Великая ломка происходила и в социальной жизни общества. На улицах можно было увидеть много искалеченных войной солдат. Как во все тревожные времена, страна выглядела сурово. Эта обстановка как бы сама подталкивала художников к мысли об иной красоте, красоте некрасоты:
Брошусь на землю,
Камня корою
В кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами тысячью
Поцелуев покрою
Умную морду трамвая.
Как видим, в грубых, бесцеремонных словах поэт выражает любовь и нежность. Прямая противоположность русской классической поэтике.
Протест против рутинного искусства «старья», выражавшийся в выступлениях и произведениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни. Поэма «Облако в штанах» — программная вещь Маяковского. Он говорит в поэме о назначении нового искусства, критикует современных ему поэтов. Игоря Северянина он причислял к «сигарным» — «А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось лицо Северянина».
Страстное стремление к скорейшему коренному изменению в жизни у Маяковского выливалось в беспощадную критику мира «сытых»:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я — бесценных слов мот и транжир.
Поэт отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил свое время. Именно поэтому он был так жизненно активен: «Окна РОСТа», реклама, газета, публичные выступления, редактура «Лефа», заграничные поездки, личная и творческая жизнь.
Есть версия, что Маяковский ради будущего сознательно упрощал свой стих, потому что Россия пришла к революции на семьдесят процентов неграмотная. Поэт, в угоду такому населению, наступал «на горло собственной песне».
Маяковский был первым социалистическим поэтом первого социалистического общества. Статус поэта в этом обществе еще не был никем с точностью определен. Маяковский в этом плане поработал на будущее.
Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу: «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!»
Я слышал, что на Западе имеют хождение примитивные теории относительно творчества Маяковского: поэт протеста, дореволюционный поэт, поэт-конформист. Мне кажется, все это от поверхностного знакомства с творчеством Маяковского. Поэт не был ограничен в своем протесте временными рамками. Он был поэтом протеста и до, и после революции, и при социализме. Его протест против всего пошлого и рутинного пригодится нашей родине и в будущем.