В чем драма Ивана Флягина

Вся жизнь Ивана была трудна: его и “подщетинивали”, и служил он за другого человека. По всей повести Лесков показывает, что Иван наивен, как младенец, но в тоже время его нельзя сравнить с героями романтических произведений, потому что Флягин – жизнь, то есть, это не придуманный образ. Я считаю, что в том и драма Флягина, что с этим он ничего поделать не может, потому что это жизнь, которая никому не подчиняется. А Флягин – это всего лишь кроха этой жизни, которая хочет умереть за народ, но никогда этого сделать не сможет, потому что люди разные и поймут все по-разному. Так и Иисус Христос – пришел на землю для того, чтобы потом умереть за народ.
Он много страдал, его предавали, в конце концов, распяли. Кто хотел чувства Иисуса к людям понять, тот понял. Все так же обстоит и у Ивана Флягина – он хочет помочь людям, но никогда у него это не получится.
Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своем знании русского народа: “Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпаке. [Ему]. по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца”.
Уже со

второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он “из дворовых людей”, отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у нее был “молитвенным сыном”: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелегком пути, это настоящее “хождение по мукам”, как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях, но также и совершил много преступлений, причем самых тяжких: против личности или своей совести: убил монаха, едущего в церковь, из-за того, что тот мешал ему проехать, любимую женщину, которая сама попросила ее убить, татарина в схватке за каракового жеребца, – Бог словно издевается над ним: заставляет его совершать грехи, которые он не хочет совершать. Но всегда он сопротивлялся невзгодам и жил, как и сказал про него умирающий монах: “.будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание и пойдешь в чернецы”, да и сам он про себя говорил подобное: “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”. Герой Лескова, обладая огромной физической силой, в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовности в любой момент пойти на риск, подвиг.
Необычность лесковского странника состоит в том, что он “очарованный”, он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Неслучайно сам он считает себя “восхищенным человеком”. Князь называет его “артистом”, а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем как об “очарованном богатыре”. Часто это ему помогает: например, в случае с повозкой он спасает своих хозяев от неминуемой гибели, рискуя своей собственной жизнью, главным образом, благодаря своей силе (физической и духовной) и ловкости. Ему очень нравиться испытывать себя; он знает, что сильнее других, и хочет доказать это всем: в схватке с татарином он показал свою отчаянность и максимализм, но Бог решил наказать его за это: татарин умер, и, стараясь убежать от людей, хотевших отвести его в полицию, и убежав с татарами в степи, попал к ним в плен на одиннадцать лет. И тут у него проснулась любовь к Родине: вся “очарованность” Флягина объединилась в его сознании в ее понятие и понятие ее народа. Он понимал, что все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони – это все Отчизна, а все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины – родной народ, и что все это достойно очарования. Он старается изо всех сил оттуда убежать и, наконец, только на одиннадцатый год Бог ему уступает: ему удается убежать из плена. Удается это ему во многом благодаря своей вере; как и для каждого русского, она играет в жизни для него очень большую роль, особенно в трудных ситуациях: вспоминает он однажды, как молился – так молился, что “даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь”.
Нравственная недоразвитость Ивана Северьяныча во многом связана с его религиозными предрассудками. За годы жизни в татарской степи у него от жен-татарок родилось несколько детей. Сбежав из плена, он судьбой жен и детей ничуть не озабочен, говорит, что рожденных женами детей “за своих детей не почитал”, потому что они не крещеные и мирром не мазаны. Постепенно его внутренний мир становится глубже. Любовь к цыганке Груше, ее трагическая судьба и смерть открывают в душе героя, новые грани, способность понимать чужое страдание и откликаться на него. “Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность теперь за нее отстрадать”. Считая себя великим грешником и пытаясь искупить грех, он отправляется на Кавказ и совершает подвиг, но в собственных глазах остается все тем же грешником, которого ни земля, ни вода принять не хотят. Поэтому в конце жизни он решает пойти в монастырь, как и было завещано матерью.
Он вовсе не идеальный образ, при всей его талантливости, обостренном чувстве красоты и способности к состраданию. За ним числятся не только проступки, но и преступления, и все же читатель чувствует в этом человеке чистую и благородную душу. В нем показана вся полнота русской душу, наполненная русским национальным характером.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Факторы развития личности.
Сейчас вы читаете: В чем драма Ивана Флягина