Губительная сила страсти в повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Иной раз в наших местах зарождаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета, говорит Лесков в самом начале своего очерка, как он сам его назвал, Леди Макбет Мценского уезда. Подобные слова автора не случайны, ведь именно к числу таких незаурядных натур, таких сильных характеров принадлежит и его героиня Катерина Львовна Измайлова.
Уже в заглавии своего произведения Данный текст предназначен только для частного использования — Лесков прямо указывает
Можно сказать, что Катерина это символ шекспировских страстей, которые деформируются и извращаются на русской почве так
Именно эти условия полнейшего духовного вакуума и тоски привели к тому, что даже такое светлое и чистое чувство, как любовь, превратилось в душе героини в слепую и безудержную звериную страсть.
То, что страсть, вспыхнувшая в душе у Катерины, действительно звериная, Лесков подчеркивает тем, что в характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. Катерина, хотя она и женщина, обладает огромной физической силой, и Лесков всячески подчеркивает ее диковинную тяжесть, телесную чрезмерность. Страсть к Сергею заставляет Катеринину чрезмерность развернуться во всю мощь языческой силы, и все темные стороны ее натуры выходят на свободу. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: Я смею все, что смеет человек. И только зверь на большее способен.
Поступки Катерины, совершаемые под влиянием страсти и сначала даже не вызывающие особого осуждения, неизбежно ведут ее к провалу в кромешное зло, к абсолютному противоречию с христианством. Это особенно подчеркивается тем, что убийство Феди последнее и самое страшное преступление Катерины она совершает в ночь под праздник Введения Богородицы во храм.
Катерину не оправдывает даже любовь, ради которой она пошла на убийства, ради которой попала на каторгу, ради которой испытала всю горечь предательства со стороны Сергея и ради которой вместе с собой утопила в ледяной реке свою соперницу Сонетку. Чувство не оправдывает героиню, поскольку то, что ощущает в себе Катерина, нельзя назвать любовью. Это темная страсть, которая ослепляет человека до того, что он уже не видит разницы между добром и злом, между правдой и ложью. Это; неоднократно подчеркивается Лесковым, который, осуждая свою героиню, не оставляет ей ни малейшего шанса на оправдание в глазах читателя.