Национальный характер в рассказах Лескова
Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душой народа».
А. М. Горький
О таланте Н. С. Лескова заговорили гораздо позднее, чем он это заслуживал. Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью, то Лесков был признан классиком лишь во второй половине XX столетия. Хотя мастерство языка Лескова было бесспорно. Этого писателя отличало умение всегда и во всем идти против официального течения в литературе. Если его современники заботились об идейно-психологической
Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов XIX века, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание и Лесков. Раскрытие сущности характера русского человека мы можем найти во многих произведениях этого самобытного
Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени. Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок «Очерк». Но ему не следует доверять буквально. Безусловно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя. Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа выводит непосредственно на проблему русского национального характера. Мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело в бездну безумия. Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Кабановой из «Грозы» Островского. В начале рассказа сообщается, что Катерина взята в богатый дом из бедности, не из купечества. То есть героиня Лескова — еще больше простолюдинка, чем у Островского. А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука, безделье, упреки свекра и мужа, первая и роковая любовь. Далее разворачивается кровавая драма. Целая гора трупов. Потом суд, путешествие в Сибирь, еще одно убийство и самоубийство в волжских волнах.
Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешается у Лескова столь кроваво? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия Катерины Кабановой. В ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская леди в Бога. Поэзия религиозной веры вознесла Катерину Островского на высоту национальной трагедии, поэтому ее необразованность, темнота, неразвитость интеллектуальной мысли не ощущается нами как недостаток. Лесков в своем рассказе цитирует слова из Библии: «Прокляни день своего рождения и умри», а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет всл