Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа
Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно умеет овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что встречается ему на дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце
Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это
Какие три события лежат в основе главы «Фаталист»? Однако в этих ли самых событиях состоит значение рассказа? Если это было бы так, то рассказ не поднялся б над уровнем хроники о событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные вопросы. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
Чтобы понять смысл этого вопроса, надо объяснить значение ряда слов: «предопределение», «фатум». В «Толковом словаре» мы найдем смысл этих слов: фатум — неотвратимая судьба, рок, неизбежное; фатальный — роковым образом совершающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом; фатализм — вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на том, что все в мире якобы предопределено свыше и человек не в силах ничего изменить; фаталист — человек, верующий в фатум, предопределение. Фаталистические воззрения так или иначе связаны с религией, с верой в бога, слепым орудием которого якобы оказывается человек. Фаталистические воззрения связывают человека, разоружают его перед лицом опасности, принижают его личность.
Прочитаем еще раз, как Печорин действует: «Велел есаулу завести с ним разговор и, поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.
— Ах ты окаянный! — кричал есаул: — что ты над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы; я, приложив глаза к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения,- и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня под самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был связан и отведен под конвоем. Народ разошелся, офицеры меня поздравляли — и точно было с чем!»
Внутренний бунтарский, мятежный смысл лермонтовского рассказа — в призыве к действию, к активному отношению к жизни. Этот вывод вытекает из сопоставления образов, событий, в нем изображенных, в обрисовке персонажей и оценке их поступков. Заслуга Лермонтова в том, что он призывал современников быть смелыми, гордыми, активными, противостоять враждебным общественным силам, бороться. Это было особенно важно делать в глухие годы политической реакции, в тяжелые 30-е годы прошлого столетия.