Пейзаж и его роль в романе
В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах,
Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утесов», и звездную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на темно-синих волнах моря.
Путем искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создает определенную настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань»: «Между тем луна начала одеваться тучами, и на
Пейзаж в романе нигде не дается как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечен для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то — это средство характеристики героев, их душевных настроений.
Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня,- пишет он,- на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели», Такой представляется природа Печорину в его тяжелом душевном состоянии.