Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпой окружен»
«Как часто, пестрою толпою окружен.» — так начинается одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова, написанное в 1840 году. И с первой же строчки мы начинаем ощущать атмосферу замкнутого круга, в которой находится лирический герой, «окруженный толпой», не имеющий сил для того, чтобы вырваться из этого ограниченного пространства. Далее следуют две строфы, посвященные самому обществу, составляющему светскую «державу», дьявольский мир, ненавистный лирическому герою. Возникает образ грубой безудержной пляски, неостановимого, стремительного
Резкие звуки реальности сменяются умиротворяющей тишиной («спящий пруд», «робкие шаги»). Ничто не смеет нарушить покой, волшебный сон, душевный отдых. Мотив сказки в стихотворении неразрывно связан с воспоминаниями лирического героя о детстве, молодости. Первое, что видим мы в этом волшебном мире — образ ребенка:
И вижу я себя ребенком.
Ребенок — символ наивности, чистоты, простоты, всего того, что недоступно «маскам», живущим в светском мире. Мотивы юности, свежести, безыскусности, естественности продолжает развиваться и в описании прекрасной женщины — мечты лирического героя: «С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сияние». Розовый цвет рассвета у Лермонтова становится символом единственного истинного начала жизни — молодости, с которой связаны самые счастливые воспоминания, истинные чувства и переживания. Помимо розового и лазурного цветов, мир лирического героя полон других красок — зеленого («зеленая сеть трав»), желтого («желтые листы»). Это не пестрая череда цветов, которую мы видели в первых строках стихотворения, а пышное многоцветье, насыщенная палитра красок мира. Цвета эти, однако, не контрастируют друг с другом, а создают, соседствуя с «туманом над полями» и полумраком «темных аллей», гармоничное цветовое сочетание. Пространство этого мира бесконечно, оно не ограничено никакими рамками (мы видим пруд, село за ним, поля вдали и т. д.). Именно в этом мире лирический герой чувствует себя свободным, здесь он не должен играть роль, противостоять кому-то, только здесь он может чувствовать и любить:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю.
Именно в мире, созданном воображением, лирический герой — «всесильный господин», а не пленник, здесь он властвует, а не подчиняется, здесь он счастлив, и это счастье в нем самом:
Я долгие часы просиживал один.
В этой строке возникает мотив одиночества, один из ведущих в лирике Лермонтова. Но это одиночество не тягостное, а просветленное. Поэт — один в своих мечтах. Неприятие реальности влечет за собой создание иного мира, иной действительности, уход в которую спасителен для лирического героя. Но в конце концов «шум толпы людской» «прогоняет» мечту поэта. В последней строфе мы вновь возвращаемся в мир пустоты и пошлости. Сон не может длиться вечно, грубая реальность всегда будет неотступно следовать за лирическим героем. Последние строчки — вызов поэта бездушному обществу:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!.
Поэт негодует, ненавидит это общество, но мы понимаем, что он бессилен что-либо сделать, противостоять светскому миру невозможно. Безысходность подчеркивается кольцевой композицией стихотворения. Оно начинается и заканчивается описанием пустого, пошлого мира-маскарада. Он губит все живое, но победить его нельзя. Финал стихотворения трагичен: опустошенность, разочарованность героя и ощущение замкнутости бытия. Многоточие в конце стихотворения указывает на неизбежность борьбы двух миров — мечты и реальности, постоянство лермонтовского лирического героя в его желании противостоять толпе, изменить мир.