“Княжна Мери” главная повесть в романе “Герой нашего времени”

Белинский справедливо указывал на повесть “Княжна Мери”, как на главную в романе. Дело не в том только, ЧТО она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии к “Журналу Печорина” сказано, что в нем перед нашими глазами предстанет “история души человеческой”. Здесь Сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. Подчеркивая социальный характер трагедии поколения, к которому принадлежал Печорин, Н. Г, Чернышевский писал: “Лермонтов. понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием: общественной обстановки их круга”.
Печорин воспринимается читателями, как жертва своего времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели и

родился? – размышляет Печорин.- А верно, она существовала, и верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я – увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки благородных стремлений, лучший цвет жизни”.
Какие горькие и печальные признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу. По мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое “водяное общество”, разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умей, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но нас увлекает Печорин своей жаждой жизни, стремлениями к лучшему, умением критически ццшпгть свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, теми своими поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.” Каковы причины этой раздвоенности? “Моя бесцветная, молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни.” – признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым сделался, по его словам, нравственным калекой.
Печорин – эгоист. Но еще пушкинского Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом и эгоистом поневоле. То же самое можно сказать и о Печорине. О нем Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени – Герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорою”.
При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин, и герой грибоедовской комедии “Горе от ума” Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу “лишних людей”, то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. В романе Лермонтова, как и в его стихах, и поэмах, много “горечи и злости”. Герою романа Печорину, как и герою лермонтовской драмы “Маскарад” Арбенину, присущи разочарование в жизни и пессимизм.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Types of a paradigmatic.
Сейчас вы читаете: “Княжна Мери” главная повесть в романе “Герой нашего времени”