Романтизм в поэме Лермонтова «Мцыри» и «Песне про купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма «Демон») имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма — литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.
Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на друга произведения — «Мцыри» и «Песня про. купца Калашникова».
На первый взгляд, «Песня.» — произведение историческое или, скорее,
Характеры в поэме довольно гиперболизированы, так, как это, согласно сложившейся традиции, и должно быть у романтических героев. Они четко разграничиваются на «хороших» и «плохих»; если отрицательный герой — так уж негодяй, если положительный — в нем присутствует полный набор всевозможных человеческих достоинств.
Если в «Песне.» описание круга романтических принципов, ситуаций, в принципе, можно на этом завершить, то «Мцыри» — вечный эталон романтизма. Здесь присутствует весь спектр романтических тем, образов, ситуаций, свойственных романтикам вообще, а также и конкретно лермонтовские понятия, образующие своеобразный круг безысходности.
Томление в отсутствии свободы, бегство из неволи, мимолетное упоение счастьем, невозможность длительного счастья, трагический конец — в виде такой цепочки можно изобразить типичный романтический сюжет. Центр поэмы — традиционный романтический конфликт, разногласие героя самого с собой, расхождение души героя с обществом, идеалов с действительностью, жизни с вечностью. Это мятеж души против рабства. Здесь очень узнаваема тематика классических романтических произведений, как отечественных, так и европейских авторов.
Кстати, стоит заметить, что в «Песне.» мотив противоборства также очевиден: мы тоже видим борьбу условного добра со злом. Калашников, несомненно, является олицетворением добра, он герой положительный, его борьба не осуждается, он безусловно прав, отстаивая человеческие идеалы и свое право на справедливость. За свои взгляды он готов бороться, и ничто не может его остановить — ни угроза смерти, ни даже немилость самого государя.
В «Мцыри» же этот конфликт представлен наиболее ярко: здесь добро — это идеалы юноши, то, о чем он мечтает для себя; зло же — та сила, обстоятельства, мешающие им. Герой всецело отдался своей безумной страсти — жажде свободы, даже не понимая четко, что же в его понимании свобода. Он исходит от противного: свобода — это все, что находится за пределами монастыря (кстати, для Лермонтова почти всегда монастырь — символ тюрьмы). Автор настолько концентрирует внимание на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях, что не считает нужным даже дать ему имя, у него есть только экзотическое определение его сущности, обозначенное в заглавии (ведь Мцыри — это «неслужащий монах», «послушник» по-грузински).
Композиция поэмы также говорит о ее направлении: поскольку романтики считали основным предметом изображения человеческую душу, то и форма исповеди — самый удобный способ для раскрытия ее мельчайших деталей.
Таким образом, ясно, что в любом произведении Лермонтова, пусть даже вначале и кажущемся не имеющим отношения к романтизму, определенные мотивы этого направления присутствуют, по причине романтического склада натуры самого поэта.