Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

” Желания?
Что пользы напрасно и вечно желать? А годы
Проходят, – все лучшие годы.”
М. Юлермонтов

“Герой
Нашего времени” – одна из первых попыток
Создания в русской литературе
Психологического реалистического романа.
Цель, замысел М. Ю.Лермонтова – показать
Современного ему человека, его психологию,
Как сам автор отмечает, “.портрет,
Составленный из пороков нашего поколения, в
Полном их развитии”.
Для того,
Чтобы воплотить свой замысел, раскрыть
Характер героя наиболее

полно, объективно,
Писатель использует необычное
Композиционное построение романа: здесь
Нарушена хронологическая
Последовательность событий. Необычна не
Только композиция романа. Это произведение
Представляет собой уникальный
Жанровый сплав, соединение различных
Жанров, уже освоенных русской прозой: здесь
Использованы и путевые записки, и светская
Повесть, и излюбленный
Романтиками дневник-исповедь. Роман
Лермонтова – социально-психологический и
Нравственно-философский. “В основной
Идее романа лежит важный современный
Вопрос о внутреннем человеке”, –
пишет
Белинский. Стремление автора достигнуть
Максимальной объективности и
Многогранности в изображении главного
Героя вынуждает его прибегнуть к
Нестандартной структуре повествования:
Автор как бы передоверяет рассказ о своем
Герое то странствующему офицеру, то Максим
Максимычу, то самому Печорину.
Если мы
Захотим восстановить хронологию событий,
Описываемых в романе, то начать следует с
Происшествия в Тамани, через которую
Проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске
И Кисловодске Печорин пробудет около
Месяца (“Княжна Мери”), откуда будет
Сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из
Крепости Печорин отлучается в казачью
Станицу (“Фаталист”), по возвращении
Его в крепость и разыгрывается
История с похищением Беллы. Затем
Происходит последняя встреча с Печориным,
Уже не военным, а светским человеком,
Отъезжающим в Персию (“Максим Максимыч”).
А из предисловия офицера-повествователя мы
Узнаем о смерти героя. Таковы события жизни
Григория Александровича Печорина в их
Хронологической последовательности. Но
Лермонтов определил порядок расположения
Частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что
Каждая из повестей играла свою особую
Значимую роль в системе всего произведения.
Читая
Повесть “Максим Максимыч”, мы
Знакомимся с портретом Печорина, так
Психологически тонко и глубоко написанным
Образованным и знакомым с писательским
Трудом офицером-повествователем. Он
Замечает и белую кожу Печорина, и
Несмеющиеся, полные грусти глаза, и “благородный
Лоб”, и “породистую- красоту, и
Холодность Печорина. Все это одновременно
Привлекает и отталкивает читателя.
Непосредственный взгляд на портрет героя
Делает его несравненно ближе к читателю,
Нежели та система повествователей, через
Которую мы знакомимся с Печориным в главе
“Бэла”. (Максим Максимыч рассказывает
Историю путешественнику-офицеру, тот ведет
Путевые заметки, и уже из них обо всем
Узнает читатель).
Затем автор
Открывает перед нами исповедальные
Страницы “Журнала Печорина”. Мы видим
Героя опять в новом ракурсе – такого, каким
Он был наедине с самим собой, каким мог
Предстать только в своем дневнике, но
Никогда бы не открылся перед людьми. Это
Подтверждается и словами из предисловия к
“Журналу Печорина”, из которых ясно
Видно, что он не предназначался для чужого
Глаза, а тем более для печати. Это было “следствие
Наблюдения ума зрелого над самим собой”,
И написан он “без тщеславного желания
Возбудить участие или удивление”. Так
Лермонтов, используя подобную “расстановку”
Глав своего романа, максимально приближает
Главного-героя к читателю, позволяет
Заглянуть в самую глубину его внутреннего
Мира.
Внимательно
Перелистывая страницы “Тамани”, “Княжны
Мэри” и “Фаталиста”, мы, наконец,
Постигаем характер Печорина в его
Неизбежной раздвоенности. И, узнавая
Причины этой “болезни”, вникаем в “историю
Души человеческой” и задумываемся над
Характером “времени”. “Фаталистом”
Заканчивается роман, эта повесть играет
Роль эпилога. И так замечательно, что
Лермонтов именно так построил свой роман!
Он завершается оптимистически. Читатель
Узнает о смерти Печорина в середине романа
И к заключению успевает избавиться от
Тягостного ощущения смерти или конца. Такая
Особенность в композиции романа дала
Возможность автору закончить произведение
“мажорной интонацией”: “роман
Заканчивается перспективой в будущее –
Выходом героя из трагического состояния
Бездейственной обреченности. Вместо
Траурного марша звучат поздравления с
Победой над смертью”. (Б. Эйхенбаум, ст. “Герой
Нашего времени”).
Создавая
Роман “Герой нашего времени” ,М. Ю
Лермонтов нашел новые художественные
Средства, какие не знала литература и
Которые восхищают нас по сей день
Соединением свободного и широкого
Изображения лиц и характеров с умением
Показывать их объективно, раскрывая одного
Героя сквозь восприятие другого.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогический портрет учителя.
Сейчас вы читаете: Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”