Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

» Желания?
Что пользы напрасно и вечно желать? А годы
Проходят, — все лучшие годы.»
М. Юлермонтов

«Герой
Нашего времени» — одна из первых попыток
Создания в русской литературе
Психологического реалистического романа.
Цель, замысел М. Ю.Лермонтова — показать
Современного ему человека, его психологию,
Как сам автор отмечает, «.портрет,
Составленный из пороков нашего поколения, в
Полном их развитии».
Для того,
Чтобы воплотить свой замысел, раскрыть
Характер героя наиболее полно,

объективно,
Писатель использует необычное
Композиционное построение романа: здесь
Нарушена хронологическая
Последовательность событий. Необычна не
Только композиция романа. Это произведение
Представляет собой уникальный
Жанровый сплав, соединение различных
Жанров, уже освоенных русской прозой: здесь
Использованы и путевые записки, и светская
Повесть, и излюбленный
Романтиками дневник-исповедь. Роман
Лермонтова — социально-психологический и
Нравственно-философский. «В основной
Идее романа лежит важный современный
Вопрос о внутреннем человеке», — пишет
/> Белинский. Стремление автора достигнуть
Максимальной объективности и
Многогранности в изображении главного
Героя вынуждает его прибегнуть к
Нестандартной структуре повествования:
Автор как бы передоверяет рассказ о своем
Герое то странствующему офицеру, то Максим
Максимычу, то самому Печорину.
Если мы
Захотим восстановить хронологию событий,
Описываемых в романе, то начать следует с
Происшествия в Тамани, через которую
Проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске
И Кисловодске Печорин пробудет около
Месяца («Княжна Мери»), откуда будет
Сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из
Крепости Печорин отлучается в казачью
Станицу («Фаталист»), по возвращении
Его в крепость и разыгрывается
История с похищением Беллы. Затем
Происходит последняя встреча с Печориным,
Уже не военным, а светским человеком,
Отъезжающим в Персию («Максим Максимыч»).
А из предисловия офицера-повествователя мы
Узнаем о смерти героя. Таковы события жизни
Григория Александровича Печорина в их
Хронологической последовательности. Но
Лермонтов определил порядок расположения
Частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что
Каждая из повестей играла свою особую
Значимую роль в системе всего произведения.
Читая
Повесть «Максим Максимыч», мы
Знакомимся с портретом Печорина, так
Психологически тонко и глубоко написанным
Образованным и знакомым с писательским
Трудом офицером-повествователем. Он
Замечает и белую кожу Печорина, и
Несмеющиеся, полные грусти глаза, и «благородный
Лоб», и «породистую- красоту, и
Холодность Печорина. Все это одновременно
Привлекает и отталкивает читателя.
Непосредственный взгляд на портрет героя
Делает его несравненно ближе к читателю,
Нежели та система повествователей, через
Которую мы знакомимся с Печориным в главе
«Бэла». (Максим Максимыч рассказывает
Историю путешественнику-офицеру, тот ведет
Путевые заметки, и уже из них обо всем
Узнает читатель).
Затем автор
Открывает перед нами исповедальные
Страницы «Журнала Печорина». Мы видим
Героя опять в новом ракурсе — такого, каким
Он был наедине с самим собой, каким мог
Предстать только в своем дневнике, но
Никогда бы не открылся перед людьми. Это
Подтверждается и словами из предисловия к
«Журналу Печорина», из которых ясно
Видно, что он не предназначался для чужого
Глаза, а тем более для печати. Это было «следствие
Наблюдения ума зрелого над самим собой»,
И написан он «без тщеславного желания
Возбудить участие или удивление». Так
Лермонтов, используя подобную «расстановку»
Глав своего романа, максимально приближает
Главного-героя к читателю, позволяет
Заглянуть в самую глубину его внутреннего
Мира.
Внимательно
Перелистывая страницы «Тамани», «Княжны
Мэри» и «Фаталиста», мы, наконец,
Постигаем характер Печорина в его
Неизбежной раздвоенности. И, узнавая
Причины этой «болезни», вникаем в «историю
Души человеческой» и задумываемся над
Характером «времени». «Фаталистом»
Заканчивается роман, эта повесть играет
Роль эпилога. И так замечательно, что
Лермонтов именно так построил свой роман!
Он завершается оптимистически. Читатель
Узнает о смерти Печорина в середине романа
И к заключению успевает избавиться от
Тягостного ощущения смерти или конца. Такая
Особенность в композиции романа дала
Возможность автору закончить произведение
«мажорной интонацией»: «роман
Заканчивается перспективой в будущее —
Выходом героя из трагического состояния
Бездейственной обреченности. Вместо
Траурного марша звучат поздравления с
Победой над смертью». (Б. Эйхенбаум, ст. «Герой
Нашего времени»).
Создавая
Роман «Герой нашего времени» ,М. Ю
Лермонтов нашел новые художественные
Средства, какие не знала литература и
Которые восхищают нас по сей день
Соединением свободного и широкого
Изображения лиц и характеров с умением
Показывать их объективно, раскрывая одного
Героя сквозь восприятие другого.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)