Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня»

Вспоминая свои скитания в горах, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза — не знак «гнева господня», а беспредельное счастье, родная стихия для души, объятой бурей переживаний (глава 8). Женская красота не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония, отвергаемая юношей только потому, что свою жизнь он посвятил иным целям. Эпизод встречи с барсом (главы 15-19) становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам:
— .торжествующим врагом
— Он встретил смерть лицом к лицу,

/> — Как в битве следует бойцу!
Конечно, это о погибшем барсе. Но в чеканных строках, звучащих как афоризм,- жизненное кредо героя. И, не так ли, гордо, «собрав остаток сил», смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри? Да, тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько (и несправедливо!) обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы. Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы. Но, физически сломленный («На мне печать свою тюрьма оставила.»), герой обнаруживает огромную силу духа; до последних мгновений остается он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии;
/> — Увы! — за несколько минут
— Между крутых и темных скал,
— Где я в ребячестве играл,
— Я б рай и вечность променял.
Умирающий, но не покоренный, он навсегда остается в нашем сознании как символ мужества и воли. Итак, главная часть поэмы — это диалог-спор, это столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений. С одной стороны, смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный. С другой — жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтичное восприятие природы и красоты, стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства, мятеж против порядков, освященных именем бога. Читатель обращает внимание нас на мощь и богатство картин кавказской природы, нарисованных поэтом, усиливающих впечатление от необыкновенной фигуры героя, проливающих свет на его отношение к миру (например, глава 6) и помогающих понять его психологическое состояние в различных обстоятельствах (например, главы 11 и 22, вопрос 7-й).
Рассказ Мцыри — это не повествование о событиях, развертывающихся сейчас, а воспоминания о пережитом. Эти воспоминания, естественно, окрашены теми чувствами, которые испытывает герой в момент рассказа. Мцыри как бы пересматривает, переоценивает виденное и пережитое и выбирает наиболее впечатляющие краски для воссоздания картин Кавказской природы и выражения своих чувств. Читатели знают, что юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но, и с ужасным и безобразным в нем; природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нему. Почему же, рассказывая обобщенно о том, что он видел («Ты хочешь знать, что видел я на воле?»), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая перед нами в конце его рассказа как выжженная пустыня (глава 22), в главе 6, в начале рассказа, когда герой передает только самые общие и главные впечатления от виденного, изображается совершенно иначе:
— .Пышные поля,
— Холмы, покрытые венцом
— Дерев, разросшихся кругом,
— Шумящих свежею толпой. и т. д.?
Приходим к выводу, что именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен. Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.