ПЕЧОРИН — МЛАДШИЙ БРАТ ОНЕГИНА

Печально я гляжу на наше поколенье.
М. Ю. Лермонтов.
Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени», Бе-
Линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает
Пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-
Рина «младшим братом Онегина». Подчеркивая несомненное
Сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье
«Герой нашего времени»: «Различие их гораздо меньше, чем
Расстояние между Онегою и Печорою».
Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лер-

/> Монтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства
Автор передал своему герою. Но специально в предисловии к ро-
Ману поэт писал, что Печорин — обобщенный, типичный образ,
«портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего
Молодого поколения».
Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принад-
Лежал к аристократии Петербурга и также «бешено гонялся за
Удовольствиями жизни», когда «три дома на вечер зовут». Он,
Как и Онегин ( может быть, даже в большой степени), богат, со-
Вершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По-ви-
Димому ( как и Евгений),
он менял много занятий. «Труд упор-
Ный» был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
Молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятель-
Ности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
Любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит
Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие
Поступки могут навсегда лишить его возможности служить.
У Григория Александровича много привлекательного. Он че-
Ловек начитанный, развитой, интересный и остроумный собесед-
Ник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писа-
Тель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии,
Имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окру-
Жающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастли-
Вым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое де-
Ло ( и любовь тоже ) скоро утомляет и становится скучным.
То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается
Полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему
Неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато
Он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Тать-
Яны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих
Людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает рев-
Ность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В
Гораздо более сильной мере «умение» приносить любящим его лю-
Дям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и
Сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.
Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.
Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные яв-
Ления, связанные с безвременьем, наступившим после декабрист-
Ского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни
Высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в
«Думе»:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не
Могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные усло-
Вия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и де-
Лает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела
«охота к перемене мест». Мы не знаем, какова дальнейшая судьба
Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжима-
Ется сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. «.
Авось умру где-нибудь по дороге.»,- говорит Печорин на про-
Щанье. Предчувствия не обманули его.
То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь
Уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В
Этом смысле он не только «младший брат» Онегина, но и «брат»,
В более совершенной степени отразивший родовые черты.
Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над
Окружающими, но все-таки остается «умной ненужностью», так как
Живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина «лишним че-
Ловеком». Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным,
Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями
19 века.
Возможно, как и Пушкина, Лермонтова тоже «года клонили к
Суровой прозе». Не случайно же он обращается к жанру романа в
Конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил
Юрьевич продолжал описывать «гордого человека».
Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный
Дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах
Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и
Манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому по-
Рядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные
Порывы.
Несомненно, что-то от этих романтических героев осталось
И в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжело-
Весной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по
Стечению жизненных обстоятельств Печорина.
Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невоз-
Можно равнодушно читать о том, как погибает гордая челове-
Ческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек
Превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не
Осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем-то связывать
Его с ней.
Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тя-
Гость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)