Пафос поэмы в произведениях “Мцыри” и “Беглец”

Особенность характера Мцыри – органическое соединение в нем строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом, так ярко выступающими в его отношении к природе, в его думах о родимой стороне. Глубокая человечность в романтически-идеальном смысле этого понятия – основа многостороннего характера Мцыри.
Пафос поэмы – в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, полноты ее, достигаемой в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения, в том, что она раскрывает идеальный образ человека. “Мцыри” вбирает в себя мотивы многих лирических стихотворений Лермонтова, являя теперь целостный характер. Д. Е. Максимов справедливо замечает, что “Лермонтов стремился представить в “Мцыри” всю полноту лирических откровений жизни и явно не хотел сосредоточиваться на каком-либо одном из ее проявлений, даже на таком, как любовь”.
Однако Белинский при весьма высокой оценке “Мцыри” неоднократно отмечал идейную незрелость этой поэмы. Критик никак не мог согласиться с мнением В. С. Межевича, который ставил “Мцыри” выше лермонтовской “Песни.”. “Недавно кто-то,- писал Белинский,- резонерствуя в газетной статье о стихотворениях Лермонтова, назвал его “Песню про царя Ивана Васильевича, удалого опричника и молодого купца

Калашникова” произведением детским, а “Мцыри” – произведением зрелым: глубокомысленный критикан, рассчитывая по пальцам время появления той и другой поэмы, очень остроумно сообразил, что автор был тремя годами старше, когда написал “Мцыри”, и из этого казуса весьма основательно вывел заключение: “Мцыри” зрелее. Это очень понятно: у кого нет эстетического чувства, кому не говорит само за себя поэтическое произведение, тому остается гадать о нем по пальцам, или соображаться с метрическими книгами.”.
Можно думать, что такое суждение Белинского опиралось на реализм “Песни.”, реализм, за который Белинский в это время так решительно боролся. Но выше “Мцыри” Белинский ставил и романтическую поэму “Демон”, мысль которой, по его мнению, “глубже и несравненно зрелее, чем мысль “Мцыри”.
Но прежде чем говорить о “Демоне”, нужно упомянуть о таком шедевре Лермонтова, как его поэма “Беглец”, написанная, как и “Мцыри”, в конце 30-х годов. Эти поэмы теснейшим образом связаны друг с другом. Герой “Беглеца” Гарун – прямой антипод Мцыри. Если Мцыри две жизни променял бы за одну, “но только полную тревог”, если он “Быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов”, то Гарун бежал “В страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла”, и “усталый, жаждою томимый” искал пристанища у друга, любимой девушки и матери. Отверженный и проклятый всеми, он погиб, не вызвав сожаления даже у матери. “В преданьях вольности остались” только “позор и гибель беглеца”.
Поэма “Беглец” восходит к кабардино-черкесскому быту и фольклору. Сходные источники лежали, по всей видимости, и в основе незаконченной поэмы Пушкина о Тазите (1829-1833, напечатана под названием “Галуб” в 1837 г.). Но если гуманизм пушкинского героя приходит в конфликт с дикими правами страны и заставляет его отказаться от мести и разбоя, то у Лермонтова бегство Гаруна является выражением его трусости, которая так чужда доблести окружающих его соплеменников и никакому оправданию не подлежит. “Беглец” выражает ту же идею, что и “Мцыри”, утверждает тот же идеал борца за вольность, только негативно показывая его антипода и высокий моральный уровень отвергающей его среды простых людей. “Беглец” написан не от первого лица




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Типы и назначения процессоров.
Сейчас вы читаете: Пафос поэмы в произведениях “Мцыри” и “Беглец”