Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец»
Особенность характера Мцыри — органическое соединение в нем строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом, так ярко выступающими в его отношении к природе, в его думах о родимой стороне. Глубокая человечность в романтически-идеальном смысле этого понятия — основа многостороннего характера Мцыри.
Пафос поэмы — в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, полноты ее, достигаемой в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения,
Однако Белинский при весьма высокой оценке «Мцыри» неоднократно отмечал идейную незрелость этой поэмы. Критик никак не мог согласиться с мнением В. С. Межевича, который ставил «Мцыри» выше лермонтовской «Песни.».
Можно думать, что такое суждение Белинского опиралось на реализм «Песни.», реализм, за который Белинский в это время так решительно боролся. Но выше «Мцыри» Белинский ставил и романтическую поэму «Демон», мысль которой, по его мнению, «глубже и несравненно зрелее, чем мысль «Мцыри».
Но прежде чем говорить о «Демоне», нужно упомянуть о таком шедевре Лермонтова, как его поэма «Беглец», написанная, как и «Мцыри», в конце 30-х годов. Эти поэмы теснейшим образом связаны друг с другом. Герой «Беглеца» Гарун — прямой антипод Мцыри. Если Мцыри две жизни променял бы за одну, «но только полную тревог», если он «Быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов», то Гарун бежал «В страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла», и «усталый, жаждою томимый» искал пристанища у друга, любимой девушки и матери. Отверженный и проклятый всеми, он погиб, не вызвав сожаления даже у матери. «В преданьях вольности остались» только «позор и гибель беглеца».
Поэма «Беглец» восходит к кабардино-черкесскому быту и фольклору. Сходные источники лежали, по всей видимости, и в основе незаконченной поэмы Пушкина о Тазите (1829-1833, напечатана под названием «Галуб» в 1837 г.). Но если гуманизм пушкинского героя приходит в конфликт с дикими правами страны и заставляет его отказаться от мести и разбоя, то у Лермонтова бегство Гаруна является выражением его трусости, которая так чужда доблести окружающих его соплеменников и никакому оправданию не подлежит. «Беглец» выражает ту же идею, что и «Мцыри», утверждает тот же идеал борца за вольность, только негативно показывая его антипода и высокий моральный уровень отвергающей его среды простых людей. «Беглец» написан не от первого лица