«Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо почувствовать его горе» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
Главным героем романа М. Ю. Лермонтова является молодой офицер Печорин. Многим он кажется холодным, жестоким в своих нравственных «преступлениях» палачом-эгоистом. Но так категоричны могут быть лишь люди, которые весьма поверхностно ознакомились с произведением. Григорий Александрович характером своим и мироощущением, как мне кажется, очень похож на самого М. Ю. Лермонтова: такой же одинокий, так же ищет, если не самой справедливости, то хотя бы более-менее правдоподобного оправдания несправедливостям этой жизни. Вот хотя бы одно четверостишие
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!.
Чем-то герой близок и мне.
Настроения масс 30-х годов XIX века очень походят на современные. Страна недавно пережила определенное масштабное событие (тогда — восстание декабристов в 1825 году, у нас — «перестройка»), и молодые люди не знают, куда себя применить, поэтому и появляются такие «лишние» люди (достойные, но не имеющие возможности найти себе соответствующего занятия).
Печорин безнравствен, в какой-то степени жесток. Он мстит времени, которому оказался
Печорин — эдакая «умная ненужность». Прекрасно знает причины своей безнравственности, отлично разбирается в характерах людей, неплохо предугадывает последствия различных событий. Вот только применить все это он может лишь в мелких интригах «водяного общества» да в склоках горцев между собой: после контрреформ Николая I государству абсолютно не нужны все его познания. Остается только влюблять в себя московских кокеток и непреступных черкешенок и из спортивного интереса доказывать жалким пародиям на себя самого (Грушницкому) собственное превосходство.
«Герой нашего времени» состоит из нескольких глав. М. Ю. Лермонтов сменяет рассказчика, постепенно «выкладывая карты на стол», раскрывая сложный характер своего героя. Сначала мы выслушиваем медленный, поверхностный, без углублений, рассказ такого исполнительного человека, как Максим Максимыч, который был дальше всех от разгадки тайны существа Печорина. Потом писатель нас забавляет пародийным, чрезмерно описательным впечатлением автора. И, наконец, мы получаем доступ к святая святых — к мыслям и чувствам Григория Александровича — к его журналу, в котором офицер весьма подробно описывает свое незаурядное существование.
Из третьей части для читателя является наиболее интересной и запоминающейся глава «Княжна Мери» — самая объемная, эмоциональная, разворачивающая перед нами события целого месяца жизни героя на Кавказе в окружении «водяного общества», вводящая нас тайными свидетелями в их отношения, секреты и впечатления. А вот самую последнюю главу под названием «Фаталист» мало кто ценит и понимает. Для М. Ю. Лермонтова же она является одной из главных в раскрытии характера Печорина. Эта глава выступает в роли философского оправдания его появления на свет. Печорин не виноват в том, что он такой. Он не виноват в том, что появился в этой жизни. Просто так было надо. Просто судьба. Фатальность. Если бы он был не нужен, то рок убил бы его при первой возможности, хотя бы в схватке с пьяным казаком. Но. судьба распорядилась иначе. Значит, был нужен. Возможно, как испытание различным вернерам, верам и казбичам.
Лично мне Печорин гораздо симпатичнее всех остальных персонажей. Его поведение можно понять. Такая эпоха: подстраиваться подо всех — унижать себя, плакаться всем и вся на свою горькую судьбинушку — отравлять жизнь себе и другим. Он выбрал правильный путь: бьют тебя — не оставайся в долгу, отвечай. Вот только приводит это все, в конце концов, к замкнутому кругу, к серии цепных реакций. А это уже вечный вопрос, который каждый для себя решает по-своему.