«Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
.Не думайте. чтоб автор этой книги имел.
Мечту сделаться исправителем людских пороков.
Ему просто было весело рисовать современного
Человека, каким он его понимает и, к его и вашему
Несчастью, слишком часто встречал.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его «лучшие» молодые годы прошли, по его собственным словам, в «борьбе с собой и светом».
Печорин — представитель мыслящих людей
Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а «в его улыбке что-то детское», глаза его «не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти.», а «взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но. он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость».
Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает. бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю.»
Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: «При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — Дороже жизни, чести, счастья!»
С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Он понимает, что ему «было назначение высокое», чувствует «в душе. силы необъятные», однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его «душа испорчена светом». «Я достоин сожаления. во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня.», — говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.
Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», и трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного. счастья». Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в «Думе». Это поколение «к добру и злу постыдно» равнодушных, томящихся под бременем «познанья и сомненья», любящих и ненавидящих случайно, словно обречено «в бездействии состариться», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.» Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.