Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри»
Поэма «Мцыри» содержит и много других высоких мыслей и чувств, но именно эти и определяют для учителя-чтеца «сквозное действие». Трудность чтения поэмы связана с высокой эмоциональностью этого произведения. Патетика поэмы не несет в себе ничего искусственного и фальшивого, она вызвана силой и глубиной переживаний героя и потому правдива и убедительна. При чтении нельзя усиливать наиболее патетические места нарочитым повышением интонации, громкими восклицаниями и пр. Читать надо спокойно, сдержанно; взволнованность, присущая всему
Разные строфы потребуют от учителя различной манеры чтения. Описательные (например, 2-я, 6-я, 7-я, 10-я и др.) прозвучат более спокойно, эпически, чем те, где передаются бурные переживания Мцыри. Важно лишь во всех случаях идти от мысли автора, от его настроения — тогда нужная интонация возникнет естественно и будет убедительной.
Чтобы, показать возможный путь подготовки к выразительному чтению в классе, остановимся подробнее на том, как читать одну из значительных в идейно-художественном отношении строф
Эти чувства и мысли выражены в 22 строках. Каждая из них открывает одну из сторон главной мысли, и потому важно при чтении передать глубину каждого слова, каждого смыслового оттенка. 8-я строфа состоит из шести отрывков-частей, объединенных общей мыслью, и в то же время каждый из них имеет свой оттенок смысла.
Первый отрывок — самый короткий — это вопрос: «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» Двумя строфами выше Мцыри отвечал на другой вопрос: «Ты хочешь знать, что видел я на воле?» Логическое ударение в обоих вопросах падает на глаголы «делал» и «видел», но не менее важным является и идущее за ними слово «воля». Поэтому при чтении ровно читается вся фраза, и лишь слегка акцентируется ударение на глаголе «делал».
В следующих четырех строчках Мцыри отвечает, что он делал на воле. Ответ краток, но очень глубок; «Жил.» В этом слове для Мцыри сливается многое: и отрицание всей монастырской жизни, и воспоминание о только что пережитом наслаждении свободой, и утверждение, что лишь на воле человек действительно может жить, и гордость при мысли, что он вырвался из тюрьмы и смог пережить счастье слияния с миром. Естественно, что слово «жил» читается с глубоким и большим чувством, отнюдь не громко, как бы в раздумье; ведь отвечая монаху, Мцыри и сам пытается разобраться, чем были для него дни вольности, он не просто сообщает известное, а вновь воскрешает все, что пережил, перечувствовал, увидел, понял. Закономерна длительная пауза после «жил.» Следующие слова:
— . .и жизнь моя
— Без этих трех блаженных дней
— Была б печальней и мрачней
— Бессильной старости твоей
Уже прямо раскрывают уверенность Мцыри, что не будь «трех блаженных дней» вольности — жизнь его была бы бессмысленной и лишенной всякой радости. Строчки эти построены на контрасте: блаженство свободы вызывает образ света и счастья, смирение и бессилие рождают представление о мраке. Одна из задач чтеца — подчеркнуть этот контраст. Затем следует признание Мцыри в его мечте увидеть мир, узнать, зачем живет человек.
— Давным-давно задумал я
— Взглянуть на дальние поля,
— Узнать, прекрасна ли земля,
— Узнать, для воли иль тюрьмы
— На этот свет родимся мы.
Эти слова скупо говорят о безотрадности монастырского существования. Сама мечта Мцыри узнать, «прекрасна ли земля», отрицает возможность жизни в монастыре, раскрывает юношескую жажду свободы, стремление к счастью. Если первые две строчки звучат спокойно, то, начиная с третьей, нарастает напряжение, в слове «узнать» слышится не любопытство, а страстная необходимость для героя постигнуть смысл жизни, увидеть закрытый монастырскими стенами мир, нетерпение и жажда правды, логическое ударение в следующих двух словах падает на слово «прекрасна», звучащее почти тревожно: ведь Мцыри ничего не видел, кроме монастыря, он не знает, прекрасен ли мир за его стенами, лишь догадываясь и смутно вспоминая об этом; потому в его вопросе неизбежна тревога, боязнь открыть, что жизнь везде одинаково безрадостна для человека.
В следующей строчке все три слова произносятся веско, на каждое из них падает логическое ударение. «Узнать, для воли иль тюрьмы.» Звучит твердая решимость Мцыри узнать, для чего создан человек. Он размышляет не только о себе, а о всей человеческой жизни, о людях вообще (не случайна строчка: «на этот свет родимся мы.»). И далее Мцыри рассказывает о бегстве:
— И в час ночной, ужасный час,
— Когда гроза пугала вас,
— Когда, столпясь, при алтаре,
— Вы ниц лежали на земле,
— Я убежал
Отказ от смирения, презрение к трусливым добровольным рабам-монахам, отражающееся в эмоциональной окраске слов «пугала» и «ниц лежали», — главные чувства, владеющие Мцыри. Смелость, мужество героя, приоткрывающиеся в этих словах, ярко вырисовываются далее. Ощущение свободы мгновенно овладевает юношей, и сразу обнажается его душа, пламенная, бурная.: Главное настроение следующих строк — упоение свободой, бурей, миром тревог. В них утверждается, что только такая жизнь приносит человеку наслаждение, что «живая дружба меж бурным сердцем и грозой» дает счастье, какого нельзя узнать за монастырскими стенами. В чтении эти слова звучат радостно. Последние строчки завершают строфу и композиционно и логически, в них важно каждое слово, все они оказываются в равной степени ударными, хотя звучат менее взволнованно, чем предыдущие.