Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова
Басня — это короткий рассказ, в котором заключен иносказательный смысл. Иносказание, аллегория появляются, когда отвлеченную мысль, понятие писатель заменяет изображением конкретного предмета, живого существа или явления реальной жизни. Действуют в баснях обычно звери, птицы, насекомые, имеющие человеческие черты в своих действиях и речах. В Древней Греции басни известны с V-VI веков н. э. Бытовали басни в странах Востока и в Индии. Во Франции прославился баснями Лафонтен, его охотно переводили и в России, где в XVIII веке басни писали Антиох
В нескольких стихотворных строках он показывает сцены общественной жизни, быта, рисует картины нравов, произносит юмористические монологи, сатирические внушения. Басни Крылова, в отличие от произведений многих других баснописцев, нельзя называть наставлениями, преподанными в виде аллегории. Это произведения социальной сатиры, и образы их — жизненные и социально-конкретные.
— Куда людей на свете много есть,
— Которые везде хотят себя приплесть
— И любят хлопотать, где их совсем не просят.
Но басня Крылова «Муха и Дорожные» — прежде всего пример реалистической художественной манеры. Он живописует картину движения тяжелого экипажа по трудной дороге, поведение кучера, пассажиров:
— В июле, в самый зной, в полуденную пору,
— Сыпучими песками, в гору,
— С поклажей и с семьей дворян,
— Четверкою рыдван
— Тащился.
Слова отобраны так искусно, что читатель начинает ощущать жару знойного июльского полдня, хрустение песка под тяжестью рыдвана, запряженного четверкою усталых лошадей. С удивительной лаконичностью Крылов создал и бытовую зарисовку, запечатлел жанровую сценку из быта господ и слуг. А как живо передано волнение, охватившее псарню при появлении Волка (басня «Волк на псарне»):
— Поднялся вдруг весь псарный двор
— Почуя серого так близко забияку,
— Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
— Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
— И вмиг ворота на запор;
— В минуту псарня стала адом.
— Бегут: иной с дубьем,
— Иной с ружьем. «Огня! — кричат,- огня!».
Глаголы сменяют друг друга, образуя непрерывность действия. Дальше течение стиха замедляется — волк сидит в углу, не двигаясь, он чувствует, что не уйти ему от расправы.
— Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
— Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
— Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
— Но силы неравны.
— Перед волком не овцы, а люди и собаки.
И столь же естественно передан диалог — попытка Волка пойти на мировую и отказ Ловчего:
— «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю;
— А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,
— Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
— Какую стаю, зачем гончие? Волк ведь пойман, сидит в углу. Звать гончих к нему — неправдоподобно.
А здесь Крылову и не нужно правдоподобия. Он должен прояснить свою аллегорию, сказать, что он под набегом Волка подразумевает войну с Наполеоном в 1812 году. После Бородинского сражения, убедившись в неудачном для него ходе боевых действий, Наполеон говорил и писал, что хочет прекратить кровопролитие и поладить с Россией, что Тильзитский мир вполне определяет их отношения и т. д. Армия французов начала отступление от Москвы, русские войска и отряды партизан гонят зверя, преследуют армию Наполеона. Басню «Волк на псарне» Крылов послал Кутузову, и фельдмаршал читал ее вслух своим офицерам.