Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.
Сравнивая две басни И. Крылова: «Волк и Ягненок» и «Ворона и Лисица», можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказанность.
Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, «делу дать хотя законный вид и толк», начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Ягненка, который силе может противопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», — прерывает Волк все возражения Ягненка и утаскивает его в темный лес. В басне «Ворона и Лисица» сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе
ее не достать. Но у каждого свои методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: «что за шейка, что за глазки!» Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько доверчивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.
Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — «подлинная книга народной мудрости». На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.