«На всех московских есть особый отпечаток»
Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым реакционным барством и революционной дворянской молодежью, видевшей в крепостном праве позор и бедствие страны. Это борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В комедии «Горе от ума» получили отражение оба лагеря — крепостническое общество, олицетворяющее все реакционное, что было в тогдашней России, и его горячие противники-Чацкий с немногочисленными сторонниками.
В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское
Но чинов можно достичь только на службе. И поэтому для того, чтобы быть принятым в избранное общество, нужно состоять на службе. Служба для представителей фамусовского общества — всего лишь средство достижения чинов. Поэтому служат они, перефразируя слова Чацкого, «лицам, а не делу». Для достижения высокого положения они используют «многие каналы». Представителем таких людей является Молчалин, который считает, что он должен угождать «всем людям без изъятья». Фамусов считает, что если дело «подписано, так с плеч долой». Недаром Чацкий говорит, что эти люди не служат, а «прислуживаются». Из-за формального отношения к службе здесь процветает семейственность. И Чацкий с горечью восклицает, что бесполезно бороться со «знатными негодяями», так как те нашли «защиту от суда» «в родстве».
Всю московскую знать объединяет преклонение перед всем западным, особенно перед французским. Они считают, что «нет в мире лучше края», чем Франция, искренне верят, что им не обойтись без иностранцев. Они механически перенимают культуру и обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо это у них получается. Поэтому на их собраниях господствует «смешенье языков: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» не нашел в России «ни звука русского, ни русского лица».
Московское барство смертельно ненавидит просвещение. Фамусов считает, что ученость — «чума», и предлагает «забрать все книги бы да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».В обществе постоянно сплетничают, и поэтому даже самые богатые «тузы» ничего так не боятся, как мнения света. «В Москве прибавят вечно втрое», — восклицает Фамусов, а Молчалин говорит, что «злые языки страшнее пистолета», и боится больше всего именно этих «злых языков», руководствуясь принципом: «грех не беда, молва нехороша».
Но представители московской знати сами понимают, как непрочна их позиция, как зыбка их власть. Отсюда их боязнь любого вольнолюбивого слова, любой критики существующих порядков. Поэтому Фамусов «строжайше запретил бы» таким господам, как Чацкий, «на выстрел подъезжать к столицам».
Автор стремился к реалистическому созданию образов, и поэтому хотя авторское отношение к персонажам легко определяется, но даже «нелюбимые» им герои наделены симпатичными человеческими качествами: Фамусов — любящий отец, Молчалин — талантлив в делах, Софья — горда и независима.
Московское дворянское общество, преклоняющееся перед богатством и чинами, ставящее превыше всего все западное, упорно защищающее крепостничество, олицетворяет собой всю реакционность, всю отсталость России XIX века. Таким его видит автор комедии «Горе от ума».