Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург поднимает многие важнейшие проблемы своего времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединяются в единую сюжетную линию.
Итак, читателю
Софья, молодая привлекательная девица, закрылась в своей комнате с неким Молчалиным и не обращает внимания на напоминания служанки Лизы о наступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.
Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста
Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораздо более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».
Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разоблачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные отношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сводит. Он «и вкрадчив, и умен».
Эту почти идиллическую картину нарушает внезапное появление Чацкого, отсутствовавшего и не дававшего о себе весточки три года. С его визита и начинается активное развитие сюжета.
Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся.».
«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,- восклицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стремительно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен.
А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холодна. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в плохое ему, наверное, не хочется.
Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он находит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует. смешенье языков».
Если раньше Софию подобные комментарии забавляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А когда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».
Она по-прежнему умна, воспитана, но окружение, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.
Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему парадоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Молчалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуманный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, живет образ почти святого человека, с которым, на счастье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душевно чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псевдообразом, Софья не видит подлинной сущности своего нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и надевает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувством влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворяться святым». Только лишь Чацкому удается разглядеть в нем низкопоклонника, и, зная московские порядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «.дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, покидая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.
Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусовского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пьесе дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в острый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету!» — восклицает доведенный до отчаяния герой в финале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем недавно горела в предвкушении встречи с Софьей.