Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Многие писатели XIX века описывали балы в своих произведениях: Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Маскараде», Толстой в «Войне и мире». Именно на балах происходят судьбоносные для героев события. Был в комедии «Горе от ума» играет множество ролей. Он — кульминация произведения, декорация, атмосфера и образ века. В композиции комедии, как и любого другого литературного произведения, присутствует своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Сцену бала я, не задумываясь, называю кульминацией. Это пик произведения.

Это вершина, к которой действие двигалось с самого начала. После бала начинается спад напряженности сюжета. Кроме того, атмосфера бала является подходящим фоном для действия. Комедия была рассчитана на человека того времени, для которого бал — обычное дело. Я считаю, что самая напряженная точка сюжета и должна иметь за собой обычную декорацию, упрощая тем самым процесс восприятия зрителями.
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общества Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В
их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — броское, яркое, материальное — скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их братскую праздность. Когда принципы, выработанные «веком минувшем», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи, в частности Чацкому:
— А дядя! Что твой князь?
— Что граф?
— Сурьезный взгляд, надменный нрав.
— Когда же надо подслужиться,
— И он сгибался вперегиб.
Разделяет взгляды старшего поколения и Софья. Ее отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчемность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! Боже мой! Он карбонарии!. Опасный человек!» Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея». Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех». Надо сказать, что Молчалин тоже разделяет взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни. Придерживаясь завета отца, Во-первых, угождать всем людям без изъятья
— Хозяину, где доведется жить,
— Начальнику, с кем буду я служить,
— Слуге его, который чистит платье,
— Швейцару, дворнику для избежанья зла,
— Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Он добился и чина асессора, и стал секретарем у московского «туза» Фамусова, его любит светская барышня. В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приемов: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди поколения «отцов» наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми. Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, который «не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе».
Все гости, собранные вместе, составляют собой образ светского общества. Наталья Дмитриевна, говорящая за своего мужа, графиня-внучка Хрюмина, вставляющая в речь французские фразы, княжны Тугоуховские, обсуждающие наряды — все они и есть те самые «мертвые души», которые будут потом у Гоголя. Увязшие в светских беседах, визитах, они растеряли все оригинальные мысли и настоящие чувства. В их обществе крепостников и льстецов не терпят инакомыслия. Он теперь могут только служить проводниками сплетен. Жестоких, кстати, сплетен. Узнав, что Чацкий якобы безумен, они не стараются помочь ему или хотя бы сделать вид, что не знают об этом. Они делают все возможное, чтобы вытеснить Чацкого, выбросить его за пределы круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». А теперь попробуем представить, где могло бы проходить действие, если не на балу.
Место это или атмосфера должна отвечать следующим требованиям: во-первых, там должны собраться люди из знати; во-вторых, все они должны иметь возможность свободно перемещаться на какое-то расстояние, чтобы можно было поговорить наедине; в-третьих, обстановка должны быть естественна для таких людей, как они; в-пятых, она должна располагать к светским беседам, сплетням.
То есть это может быть только бал. Итак, главная идея комедии раскрывается на балу, и в этом его значение. Смысл произведения очень хорошо сформулирован Владимиром Орловым: «В условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом, в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи».
Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать «не хуже других», только бы любой ценой выбиться в люди. В их сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им «только бы досталось в генералы». Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»