Чацкий и декабристы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия «Горе от ума» была написана в годы создания тайных революционных организаций, членами которых являлись декабристы. Борьба с многочисленными противниками — дворянами-революционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее и сильнее, проникая во все сферы жизни. Видя эту борьбу, непосредственно в ней участвуя, Грибоедов в своей комедии показал ее с точки зрения передового человека, близкого по взглядам к декабристам.
Человек этот — главный герой произведения «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий.
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивится их красе!
А когда театр «прогорел», то этих детей он распродал поодиночке. Крепостное право, по мнению Чацкого, — источник всех бед. Он выступает за проведение реформ по примеру передовых западных стран, но вместе с тем герой — решительный противник глупого подражания Западу:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья,
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Достоинство русского человека оскорблено в Чацком, оскорблено тем, что в среде дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским», тем, какой бурный прием оказали именитые москвичи безродному французику из Бордо, приехавшему и нашедшему, что «ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица». Чацкий считает, что если уж перенимать, то перенимать только лучшее:
Ах! Если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
В комедии «Горе от ума» главный герой в шутливой, но точной форме показывает далеко не смешные недостатки общества, которое не может противопоставить ему никаких разумных доводов в свою пользу. Главное оружие Чацкого — свободные, меткие речи, слова, которыми он описывает свое отношение к «веку минувшему» и характеризует отдельных представителей этого века: Скалозуба — «созвездие маневров и мазурки», Молчалина — «низкопоклонник и делец». Что же в ответ на это предпринимает общество бездушных и пошлых крепостников? Подобно тому, как царизм боролся с декабристами: арестами, ссылками, жесткой цензурой, — это общество борется «с мечтателем, опасным». Оно объявляет Чацкого сумасшедшим. Герой вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы, «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок «.
Если представить себе дальнейшую судьбу Чацкого, то, кажется, он станет одним из тех людей, которых впоследствии назовут декабристами, выступление которых, как показывает Грибоедов, не увенчается победой, но которое нельзя будет назвать и поражением.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей, — так определяет значение героя Гончаров в своей статье «Мильон терзаний». — Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва». Я думаю, что это высказывание можно отнести не только к Чацкому, но и ко всем декабристам.