Характеристика Софьи в комедии “Горе от ума”

Софья Павловна. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница поняли, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. А собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию. Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы – вот что считалось классическим образованием барышни. А потом “Кузнецкий мост и вечные обновы”, балы, такие, как? тот бал у ее отца, и это общество – вот тот круг, где была заключена жизнь “барышни”. Женщины учились только воображать чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей, и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие и глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Еще не опомнившись от стыда и ужаса, когда маска упала с Молчалина, она прежде всего радуется, что “ночью все узнала”, что нет укоряющих свидетелей в глазах! А нет свидетелей, следовательно, все шито да крыто, можно забыть, выйти замуж, пожалуй, за Скалозуба, а на прошлое смотреть. Да никак не смотреть. Свое нравственное

чувство стерпит, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Да какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое! Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга.
Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в ее чувстве к Молчалину, есть много искренности. Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) свела ее с Молчаливым. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза,- возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомненья, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!”. На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого, ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий, После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Синий мерфи неправильные глаголы.
Сейчас вы читаете: Характеристика Софьи в комедии “Горе от ума”