“Поэма великих страстей” (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя “Тарас Бульба”

В Санкт-Петербургском университете при кафедре истории средних веков читал курс адъюнкт-профес­сор Н. В. Гоголь. Преподаватель работал над “Историей Малороссии”. Вскоре его увлечение преподава­тельской деятельностью прошло, а собранные мате­риалы легли в основу повести “Тарас Бульба”.
Из вышедшего в 1835 году сборника “Миргород” повесть “Тарас Бульба” автор особенно выделял. Он даже писал В. А. Жуковскому: “найдите случай и средство указать. Государю на мои повести: “Старо­светские помещики” и “Тарас Бульба”.
Во втором томе своих сочинений Н. В. Гоголь по­местил переработанную редакцию “Тараса Бульбы”.
В основу данной повести положена националь­но-освободительная борьба украинского народа. Зо-лотоордынские, крымские татары, панская Польша пытались захватить власть над Украиной. Запорож­ская Сечь приняла всех сильных и смелых духом, всех тех, кто не желал мириться с панской неволей. Запорожское казачество представляет собой мужест­венный характер народа, закалившийся в суровых ус­ловиях освободительной борьбы.
О казачестве Н. В. Гоголь писал не случайно. Его семья принадлежала к старинному казацкому роду. На основе изученного им исторического материала созданы образы и сюжет повести, являющиеся пло­дом вымысла художника. Для писателя главное – воссоздать обобщенную картину исторической

жизни народа.
Сам Тарас Бульба не конкретное историческое лицо, в нем выражены черты многих героев Запорож­ской Сечи, видевших свой долг в служении отечеству и православной вере. Православная вера-основа само­го существования Сечи. Духовное родство превосхо­дит у казаков не только любовь к женщине, но и побе­ждает саму смерть, утешая в предсмертные минуты.
В “Тарасе Бульбе” мы не увидим подлинных исто­рических фактов, реальных исторических лиц. Так что же хотел показать Н. В. Гоголь в своей повести? Автор воссоздает идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. За­порожская Сечь предстает пред нами справедливым общественным устройством. Именно эта среда форми­ровала характеры главных героев повести. “Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гор­дые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!” Автор любит Сечь, лю­буется ею, той, которая стала для Тараса воплощени­ем родины и свободы, а для автора мечтой о свобод­ной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.
Образ Запорожской Сечи слит с образом степи. Словно родина-мать принимает она казаков в свои объятия, насыщает их жизненной силой и энергией, утешает в трудную минуту. Автор восхищается этим безграничным пространством: “Черт вас возьми, сте­пи, как вы хороши!” Степь и казаки – нечто близкое друг-другу, это подчеркивается характером сравне­ния: “сердца их встрепенулись, как птицы”.
В то же время автор не идеализирует Сечь, показы­вает ее разгульность, необузданность: “Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время. Вся Сечь представляла необыкновенное явле­ние: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой”. Но по первому призыву Родины казаки бросали все: “Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки.И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могу­чий, широкий размах, дюжую наружность”.
По зову сердца казаки шли служить Родине. Не случайно сыновья Тараса сразу соглашаются поехать в Сечь.
Суровое наказание ждало тех, кто нарушал законы Сечи: автор описывает жестокие наказания за кражу, долги и убийства.
Главные герои повести – сыновья своего времени. Дикость и необузданность Тараса -результат дико­сти того времени (“тяжелый век”, “полудикий век”). Автор показывает жестокость казаков во время боя, муки, которым подвергаются захваченные враги, сре­ди которых женщины и дети. Жена Тараса не имеет в семье права голоса, она прежде всего мать будущих защитников веры. Второстепенное подчиняется глав­ному: кровная любовь – узам “небесного братства”.
Но одновременно образы Тараса Бульбы, Остапа и других запорожцев велики, так как они – защитни­ки свободы и независимости своего народа. Но пороки времени не обошли стороной и их. “Вся Сечь пред­ставляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой”. Веселость и разгульность казаков от широты души, от ощущения вольности и товарищества. “Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество.”- говорил старый Кась­ян Бовдюг. Перед гибелью казаки, обращаясь к това­рищам, радуются, что умирают на их глазах. Безза­ветную любовь к Родине воспел в своей повести Н. В. Гоголь, и в самые трагические минуты жизни за-поржцы признаются в любви и преданности. Так вос­питала их запорожская Сечь: думать о Родине и това­рищах. Это объединение делает героев “Тараса Буль­бы” сильными. Так и в наши дни, если человек живет сам по себе, своими личными делами и интересами, оторванным от других, он слаб. А герои Гоголя силь­ны, ведь каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Syntagmatic relations.
Сейчас вы читаете: “Поэма великих страстей” (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя “Тарас Бульба”