Пьесы “Мещане” и “Дачники”

В произведениях начала 900-х годов Горький изображал не только буржуазию. Писатель отлично понимал, что надвигающиеся революционные события будут серьезным испытанием для всех слоев общества, и в этой связи в пьесах “Мещане” (1901), “Дачники” (1904) он ставит вопрос о роли и месте интеллигенции в революции.
Пьеса “Мещане” была первым опытом Горького в области драматургии. В одном из своих писем писатель с радостью сообщал: “Я. с честью выдержал предварительное испытание начни драматурга”.
Пьеса отразила подъем общественного

движения в стране” растушую мощь революционной борьбы.
В связи с постановкой “Мещан” К. С. Станиславский впоследствии замечал, что нарождающаяся революция принесла на сцену Московского Художественного театра “ряд пьес, отражавших общественно-политическое настроение” недовольство, протест, мечтания о герое, смело говорящем правду”.
В пьесе развертываются как бы два конфликта. Первый: столкновение в семье Бессеменовых между отцами и детьми, между стариком Бессеменовым и его сыном Петром. Отец видит в сыне бунтаря против освященных традицией устоев жизни. Но противоречия в семье Бессеменовых
мнимые,, ибо сам Петр – человек той же мещанской породы, что и его отец, только умнее, а поэтому и вреднее, как отмечал Горький. Петр некогда был причастен к студенческим волнениям. Теперь он Проклинает свое прошлое, ненавидит родину и мечтает о тихом обывательском существовании.
Второй, настоящий конфликт, определяющий внутреннюю идейную сущность пьесы, – конфликт между мещанской семьей Бессеменовых и рабочим, машинистом Нилом.
Давно уже Горький присматривался к появившемуся на арене политической жизни в России пролетариату. Однако впервые передовой рабочий-революционер изображен был Горьким в “Мещанах”. Это Нил. Он сознает себя творцом новой жизни и уверен, что его борьба против всех сил зла и насилия, его стремление к правде, справедливости и счастию обязательно-‘ увенчаются успехом.
Нил говорит о себе: “.я – не богатырь, а просто – честный, здоровый человек, и я все-таки говорю: ничего! Наша возьмет! И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни. месить ее и так и этак. тому – помешать, этому – помочь. вот в чем радость жизни!”
Пьеса подвергалась многочисленным цензурным искажениям. “На генеральную репетицию,- вспоминает Станиславский,- съехался весь правительствующий Петербург. В самый театр и вокруг него был назначен усиленный наряд полиции: на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению”.
В Белостоке в связи с постановкой пьесы развернулись революционные демонстрации и произошли ожесточенные схватки с полицией. Пьеса имела бурный успех, потому что она отвечала потребностям передовых людей России, выражала их чувство протеста, мечту о герое, способном повести массы на борьбу с самодержавием. И великая заслуга Горького как художника и мыслителя состоит в том, что он первый показал, что такой герой появится из среды русского революционного пролетариата.
“Дачники” – пьеса, где вопрос об интеллигенции занимает центральное место.
Горький никогда не относился к интеллигенции как к единому целому. Он видел в ней и омещанившихся обывателей, которые заботятся только о своем покое и благополучии. Их он презирал всеми силами души. Он различал среди интеллигентов я людей высоких, героических порывов, готовых отдать жизнь на благо народа.
Эту борьбу разных стремлений в среде интеллигенции Горький и запечатлел в пьесе “Дачники”.
“Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, – писал Горький, – которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом. забыла о его интересах.”
Эти люди, подчеркивал писатель, чувствуют страх перед жизнью, стремятся спрятаться от суровой действительности, они – дачники в своей стране. Инженер Суслов отзывается о самом себе с откровенным цинизмом: “Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте, – вот наша психология”.
Устами Власа Горький дает оценку людям типа Суслова:
Маленькие, нудные людишки
Ходят по земле моей отчизны,
Ходят и уныло ищут места,
Где бы можно спрятаться от жизни.
Изображены в “Дачниках” интеллигенты и иного душевного склада и образа мыслей, готовые отдать народу все силы своего ума и сердца. Таковы Марья Львовна, Влас, Зимин, Соня.
Только в полном и безраздельном слиянии с народом, только в революционной борьбе может интеллигенция обрести смысл жизни. Иные пути, пути приспособления к буржуазно-мещанскому миру, ведут к духовному вырождению и нравственной гибели – таков идейный смысл пьес Горького, посвященных интеллигенции.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Понятие о системе дидактических принципах.
Сейчас вы читаете: Пьесы “Мещане” и “Дачники”