М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека.
Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны
Всему, что появлялось в те годы в русской литературе.
Одно из замечательных произведений Горького — пьеса «На дне» — гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким еще весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеса была закончена.
«На дне» — сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. В пьесе «На дне» Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью «бывших людей», «золоторотцев», босяков.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.
Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Лука мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов.
Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о
Счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от
Алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова: «.Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно. ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!. Смерть — она все успокаивает. Помрешь — отдохнешь.» Здесь он доказывает ей, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти. Но эти утешения никому не помогли, так как он не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко...

пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Лука — не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Слабость Луки очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил сожителей «дна», возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. И вспоминает он об этом легко, с любовью к этой девушке: «Славная, брат, была человечина». Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно
В его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек
Свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение,
Ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и
Общим пассивным существованием героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он
Выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской
Ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в
Противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Таким образом, в драме существуют две правды: правда Луки, с ее безразличной и
Безличностной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда
Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт
Этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы по формуле «цель оправдывает средства» служат лишь для оправдания.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Две правды