Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»
Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом. Да мало ли достоинств у человека! Но главное его до-. стоинство, на мой взгляд, — это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге. Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то, нет: человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким, казалось бы, естественным вопросом: «А кому, откровенно говоря, я нужен?» Разумеется, цель должна быть нравственной.
Человек очень умный, глубокий, он умеет рассказывать о сложных и трудных вещах неграмотной Ниловне так, что ей становится ясно и понятно. Он смел: на первомайской демонстрации он идет рядом с Павлом и готов закрыть друга своим телом от пуль.
Андрей борется за освобождение рабочих; цель его жизни — борьба, и он не отступает от этой цели ни на шаг. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, отказаться от любимой девушки, от самого дорогого, что только может быть. Да, ему это далось трудно, но я не могу представить себе человека, которому это далось бы легко.
Андрей Находка — один из тех лучших литературных героев, кто остается в памяти надолго. Простой, добродушный, мягкий, этот человек готов пожертвовать жизнью ради своих убеждений. Его не могут сломить ни тюрьмы, ни ссылки, ни даже смерть. Он не может не нравится. Но, думая об Андрее и его революционной борьбе, нельзя отделаться от мысли, от вопроса: почему потом, в 1917 году и после, революционеры, которые боролись за счастье народа, принесли этому же народу столько горя, почему они стали такими жестокими и беспощадными? Мне кажется, что дальнейшая судьба героев романа «Мать», если бы они не погибли где-нибудь в ссылке, тюрьме или на фронтах мировой войны и не разочаровались в революции, была бы следующей: пути Андрея и Павла разошлись бы. Павел с его жестким характером и фанатизмом не остановился бы ни перед казнями своих товарищей, ни перед насилием и террором. Многие из этих людей, наверное, рассуждали так же, как один из героев В. Гроссмана: «Людей у нас много, а техники мало. Человека сделать всякий дурак сможет, это не танк, не самолет. Если ты людей жалеешь, не лезь на командную должность!»
И такие, действительно, не жалели людей. Мне кажется, что Андрей Находка в 1917- 1918 годах оказался бы в ряду тех революционеров, которые осудили бы большевиков за их торопливость, нежелание считаться с мнением народа и других партий, за террор и бессмысленное насилие. А если бы он пережил 1918 год, то, наверное, оказался бы в рядах белой гвардии. Сколько их, бывших членов РСДРП, партии эсеров, было там! А может быть, он ушел бы из партии уже после революции 1905 года, как десятки тысяч других. Кто знает? Ведь любовь к людям и революционное насилие плохо совмещаются в совестливой душе.
Сегодня тоже совершается революция. Почти бескровная, правда, но трудная. И мы видим, что вместе с настоящими борцами за демократию появляются всякие авантюристы, а то и просто погромщики. Наверное, так было и в начале века: вместе с настоящими революционерами было много всякого отребья. Ах, если бы революцию делали только такие личности, как Андрей Находка! «Достойный человек — это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства». Я не помню, кому принадлежит эти слова, но они очень точны, и хотелось бы закончить ими.