Загадка Гомера


Всем нам присущий интерес к важным событиям прошлого, нас интирисуют фигуры давних времен, мы сочувствуем им, приходим в негодование из-за несправедливости. События же Троянской войны, отображенные в античной литературе так называемого Троянского цикла – захватывающие страницы истории человечества. Столько живописцев и писателей обращались к этой теме. Но, безусловно, лучше всего завоевание Трои изобразил Гомер в своих произведениях “Илиада” и “Одиссея”. Образ Гомера окружен многими мифами, которых, наверное, не меньше, чем историй о героях. Много кто утверждал, что Гомера не существовало, а “Илиада” – что-то наподобие народного эпоса или созданные другим, неизвестным автором. Произведения живописи изображают Гомера слепым, но большинство историков сходятся на том, что слепой певец не мог бы настолько ярко изобразить мир, людей (ведь образы, созданные Гомером, очень детальные). Продолжительное время считалось, что в основе поэм Гомера – сплошная выдумка. Только 1870 года было доказано существование г. Трои, когда археолог Генрих Шлиман нашел руины этого старинного города. Тогда было доказано и то, что поэмы Гомера не является сплошным вымыслом, их объединяют свидетельство о реальных исторических событиях с художественными элементами.
Традиционно “загадка Гомера” или “гомеровский вопрос” обозначают проблему


существования этого гения литературы. Но я рискну раскрыть эту загадку в другом аспекте. Так как для меня загадка Гомера в другом: как он создал такие величественные, монументальные произведения? Что в его поэмах трогает нас, читателей, когда мы находимся от него на расстоянии тысяч лет? Это действительно загадка!
В поэмах Гомера действуют и люди, и боги. Но читателя это даже не удевлят настолько живые эти образы, настолько уверенно и увлекательно вводит нас в мир давних греков, мы ощущаем себя свидетелями событий, нам понятный их способ мышления и мировосприятие. Ахилл и Гектор – настоящие герои, так как страшные, мужественные, отданные всем сердцем каждый своей идее. Мы обращаем не меньшее внимание на своеобразный “кодекс чести” воинов, их великодушие, моральные принципы. Время от времени мы переносимся на Олимп – и узнаем о жизни греческих богов. Они действуют рядом из людьми, живут и ощущают так же, как и люди. Читая греческую мифологию, я заметил сразу: боги очень подобны людям, согласно представлениям давних греков, они имеют свои недостатки, радость и беды, и так же влюбляются, страдают, ссорятся.
Поэмы Гомера не ограничиваются описанием исторических событий, автор создает картину тогдашней жизни. Мы наблюдаем за чувствами героев: сердце сжимается, когда читаешь сцену прощания Гектора с Андромахою. Хотя действия слово “читаешь” здесь неуместное, так как мы забываем о собственно “чтении”, уже с первых страниц произведений: мы плывем на корабле, принимаем участие в битве. Все эпизоды “Илиады” и “Одиссеи” мы не “читаем”, а “видим”, – настолько мастерски написанные эти произведения античного автора. Ни образы героев “Илиады”, ни образ Одиссея не кажется нам образом случайного героя”, т. е. характеризуя эти образы, мы не можем ограничиться словами “мужественный, храбрый”: эти люди многогранные, их характеры сложные. Одиссей – очень интересный образ, недаром сам автор наша его хитрым и умным. Превыше всего же ценит Одиссей родную землю! В одном из эпизодов главный герой отказывается от бессмертия, предлагаемого ему нимфой Калипсо. Родная земля, жена более дороги, чем бессмертие. Но, сам того не знава, Одиссей таки получил бессмертия, увековеченные в поэме Гомера, как и другие герои.
Удалось ли мне разгадать сформулированную в начале загадку Гомера? Наверное, нет. Яркие образы, мастерское владение словом, захватывающий сюжет, это не все. Есть какая-то магия в его произведениях, что-то действительно непостижимое. Произведения вечные, они есть одними из наибольших шедевров мировой литературы. Чтобы понять все величие этих произведений, мне понадобится талант владения словом не меньший Гомерового, итак наслаждаемся его эпосом, не стараясь отгадать загадку Гомера.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Функции педагогического общения.
Сейчас вы читаете: Загадка Гомера