Шепотом об «Илиаде»
Я разрешу себе обойтись без канонического вступления, ведь речь будет идти о гении, который не нуждается в представлениях; о произведении, каждая строка из которого уже давно стал афористической. Довольно лишь сказать: Гомер — «Илиада». Силу влияния, которое совершают произведения этого знаменитого грека не только на мировую литературу, а и на искусство в целом вот уже больше двух с половиной тысяч лет, тяжело передать. Не сотни, тысячи известных людей нашего мира воспитаны на поэмах слепца старца-рассказчика, в которых они находили
Итак, «Илиада». Пересказывать ее содержание нет смысла — это не является моей целью. Мы просто вспомним Большого Грека, вечность и силу образов, им созданных, их значение — нет, не для мира, так как этого не охватить! — а лишь лично для нас. Поэма эта
Самым удивительным является то, что нет персонажа, которого хотя бы в глубине души Гомер не любил. Между строк скрыта мысль (а часто и непосредственно высказанная), что у каждого своя правда: она есть у Елены, у Менелая, у Париса, у Ириды, у Гектора и Ахиллеса, у Андромахи, Гекубы, Приама, у Одиссея, у Фетиды, Геры, Афродиты и Афины. (и следует ли продолжать этот длинный перечень?) Хотя эта правда толкает их на те действия, которые развернули десятилетнюю войну. Гомер воспевает обе стороны конфликта, не отказывая ни одному из героев в славе, красоте, ни одна не покинута богами — заместителей из бессмертных имеют и троянцы, и данайцы. Наверное, если можно было бы закончить войну победой без поражения, Старец использовал бы эту возможность.
И все равно, куда бы ни заводили меня раздумья о произведении, мыслями я постоянно возвращаюсь к его героям. Вот их, истинных и мужественных, остро не хватает современному миру. И беда не в том, что они отсутствуют в плоти и крови среди нас — горько то, что они не живут в наших сердцах, весьма малых, чтобы выделить героям место. Безумно досадно произносить такие вещи, но где преданность Гектора? Где бесшабашное мужество Ахилла? Где любовь Париса? Мудрость Приама? Смелость Патрокла? Толк Одиссея? Могущество Аянта? Любовь Фетиды? Красота Елены? К величайшему сожалению, на эти вопросы у меня нет ответа.
Есть традиция заканчивать изложение мажорной нотой, а забывать традиции, как учат эллинские мудрецы, не следует. Итак, я, описав ключевые для меня моменты «Илиади», напоследок выражу надежду, что героизм в наши времена снова достигнет зенита во всем своем блеске. А до тех пор, пока это произойдет, пусть возрастают в наших сердцах Гектора и Ахилла, Приама и Гекубы, Андромахи и Елены, Париса и Патрокла, которые сделают нас достойными для восприятия, по крайней мере, рассвета этого героизма.
— А относительно Гомера, о нем только скажешь:
— Слепец уже и так вошел в вечность.
Один известный человек сказал, что «богиня мира жива только под покровительством бога войны». Обсуждать это дискуссионное высказывание можно так же долго, как и углубляться в раздумья относительно него. Поэтому я изберу третий путь — просто выражу то, что первым пришло мне на ум при обдумывании вышеупомянутого афоризма. Мир является дуальным, т. е. состоит из противоположностей, которые питают одна другую, контрастируют, поочередно выступают фигурой и фоном. Чтобы оценить одну, мы можем ощутить другую и наоборот. А главным является то, что каждая из противоположностей является ручательством существования другой. Познать цену мира можно только путем войны, и только войной можно защитить мир. Нет никакой роли для человека, которая была бы благороднее чем роль воина-защитника. И вслед за Нероном крикнем «к зверям» тех, кто подставляет левую щеку вместо того, чтобы защищать и оберегать свой храм мира, то пространство любви и жизни, который приходится твоей тихой гаванью, принимающей тебя после всех штормов и переворотов. Легендарный Тертей, древнегреческий поэт, песням и гимнам которого воины Спарты (большие воины! Они вошли в вечность образцами отваги, храбрости, бесшабашной смелости, презрения к смерти) обязаны своей победой во второй Мессейской войне, оставил нам такие строки:
— Хорошо умирать тому, кто, обороняя родную страну,
— Между храбрых бойцов падает в первых рядах.
Хуже же нет ничего, как город свой и плодородные нивы покинуть и идти попрошайничать в мире. Позор тому, кто не выйдет за родные стены, чтобы защитить их от врагов и нападающих, а, наоборот, бежит прочь, бежит туда, откуда при подобных обстоятельствах снова будет бежать, возлагая свою напрасную жизнь на алтарь трусости! Слава тем воинам, которые своей кровью и честью, силой и мощью обороняют Родину (сколько людей, столько же и толкований — что именно есть Родина, но совпадаем мы все во мнении о ее большой для нас ценности, которая несет в себе самое главное!). Ведь только они достойны мира.
«Не найдет беглец между людом никогда ни почета себе, ни сочувствия, ни сожаления». Он ни на что не будет иметь права — для чего они тому, кто не может их отстоять, кто избегает стычки, вытирает плевки, показывает спину, кто является рабом страха.
Бойся лишь такой судьбы! Лучше умереть стоя, чем жить на коленах. Сама жизнь не имеет ценности — имеет значение лишь то, чем именно ты ее наполнишь, как израсходуешь отмерянное тебе время, о котором о тебе скажут твои дети. Существование всегда есть на стыке смертью (вспомни мудрствование, которые несколькими строками выше, о дуальности) — этого не изменить, но в наших силах избрать путь, которым мы покинем этот мир: путем беглеца, который не имел права называться человеком, или бойца, который храбро соревновался и с честью пал в битвах. Тертей и спартанцы, которых он зажигал и подбадривал своими гимнами, избрали своим лозунгом: «Будем Родину и детей оборонять отважно. В Битве поляжем мы, не пожалеем жизнь». А что изберешь ты?