Кем был Гомер

Восемь античных жизнеописаний Гомера, приписываемых Геродоту, Плутарху и др., противоречивые и недостоверные. Местом его рождения называют ряд греческих городов и островов – Аргос, Афины, Иос, Итака, Кими, Кнос, Колофон, Микени, Пилос, Родос, Смирна, Хаос и др. Мифологическая и родословная Гомера – к его предкам относят певцов Мусея и Орфея, отцом считают бога Аполлона, бога реки Мелет (отсюда первое имя Гомера – “Мелесиген”, родившийся Мелетом), Телемаха и др., а матерью – Метиду, Каллиопу, Эвтемиду и др. нимф.
Биографы сообщают, что он ослеп (слово “гомер” в переводе с эолийского диалекта означает “слепой”; другие возможные значения – “заложник”, “пророк”, “поэт”), а Музы вдохновили его на создание песен, в основном на Малоазийском побережье, что он принимал участие в поэтических соревнованиях, соревновался якобы и с Гесиодом, а умер на острове Иос, где якобы и находится его могила. На основе этих “биографий”, по мнению ученых, можно сделать выводы: имя Г, если он действительно существовал, скорее всего связано с г. Смирна (настоящий турецкий город Измир) и с о. Хиос, где в VII- VI ст. до н. э. существовал род певцов – “гомеридов”, рапсодов, которые считали себя прямыми потомками и последователями Гомера.
Тяжелый и практически неразрешимый (из-за потери многих текстов) вопрос об авторстве произведений,

которые приписываются Гомеру. Вплоть до эпохи эллинизма многие из греков считали его творцом не только “Илиады” и “Одиссеи”, а и целого ряда “цикличных” поэм, связанных с мифами о Троянской войне,- “Фиваиды”, “Малой Илиады “и др. Кроме того, Гомеру приписывали цикл из 33 “гомеровских гимнов”, где воспеты олимпийские боги, и шутливо-пародийных эпосов “Маргит” и “Война мышей и жаб” (“Батрахомиомахия”); византийская энциклопедия “Суида” считает “гомеровскими” еще ряд поэм: “Амазония”, “Арахтомахия” (“Война пауков”), “Гераномахия”(“Война журавлей”) и др. Но уже александрийские ученые значительно сузили число произведений, автором которых считался Гомер.
Согласно традиции, Гомер был неграмотным, а его поэмы вплоть до VI ст. до н. э. излагались устно. Афинский тиран Тисистрат, стремясь повысить значение Афин как общеэллинского культурного и религиозного центра, осуществил ряд мероприятий, в частности составил специальную комиссию по редактированию и записи “Илиады” и “Одиссеи” – таким образом, на конец VI ст. до н. э. Гомер был уже для всех греков наибольшим авторитетом в поэзии, морали, религии, философии. Эти записи двух поэм, которые не дошли до нас в первоначальном виде, открывают историю быта и толкования гомеровских текстов, которые длятся уже две с половиной тысячи лет.
“Гомеровский вопрос” возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской школы, т. н. “разделители” (“горизонты”), опираясь на текстологический анализ, выдвинули гипотезу, что “Илиада” и “Одиссея” созданы двумя разными поэтами. Вообще, огромное уважение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказать и критическое отношение к нему – в аспекте религиозном, морально-педагогическом, историческом, эстетичном. Поэт и философ Ксенофан Колофонский (VI ст. до н. э.) резко осуждал антропоморфное изображение богов. Платон, восхищаясь поэтическим мастерством Гомера, вместе с тем готов прогнать его из государства, поскольку поэмы Гомера представляются философу аморальными, такими, что развращают молодежь.
А печальноизвестный критик Зоил (IV ст. до н. э.), который, за старинные рассказы, за “позор” был подвергнут позорной смертной казни (распят на кресте, сброшен со скалы и т. д.), с позиции рационализма высмеивал “Илиаду” и “Одиссею” за “бессмысленные” мифологические “россказни” и “странные” языковые обороты. Софист и философ Дион Хризостом ( I-II ст.) в т. н. “Троянском” выступлении остроумно и во всеоружии немалых знаний из мифологии, истории, политики, искусства доказывает, что сюжетная основа “Илиады” “неверная”, что Троянская война на самом деле окончилась победой троянцев и позорным возвращением домой остатков греческого войска. Эта критика гомеровского текста имела и политическую подпочву: римляне, которым служил Дион, считали себя потомками троянцев. Вообще, в II-III ст. н. э. в античной литературе наметилось серьезное переосмысление и сюжетов, и всей образной системы Гомера, которое особенно заметно в “Диалоге о героях” софиста-ритора Филострата, “Дневнике Троянской войны” (фиктивный автор – участник осады Илиона Диктис) и повести “О гибели Трои”, созданной будто бы троянцем Даресом. В этих греческих произведениях, которые не имеют какой-либо значительной художественной ценности, авторы открыто подвергают критике Г. за разнообразные “неточности” в передаче событий, за “идеализацию” некоторых героев, например, Одиссея и др.
Хотя в античности заметно доминировало восхищенное отношение к Гомеру, оно не препятствовало вдумчивому анализу его текстов (основная часть этих исследований не сохранилась). Аристотель первым начал толковать Гомера с позиции имманентных к искусству законов жанра, композиции, образной системы. А ученик Анаксагора Метродор Лампсакський (V ст. до н. э.) ввел “аллегорический” метод объяснения гомеровских образов, согласно которому фигуры богов в “Илиаде” и “Одиссеи” являются лишь выражением разнообразных сил природы. Основоположник школы александрийских филологов Зенодот (III ст. до н. э.), который разделил “Илиаду” и “Одиссею” на 24 песни по количеству букв фецкого алфавита, в своем стремлении восстановить “настоящего” Гомера доходил до гиперкритического отношения к его текстам, изымая из них все, по его мнению, “неподобающее”, в том числе и замечательный экфразис – описание щита Ахилла. Более аккуртаным в своих подходах к Гомеру был выдающийся ученый Аристарх Самофракийский (III-II ст. до н. э.), который восстановил многие из гомеровских поэм, выброшенных Зенодотом и его учениками.
Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх толковал Гомера именно как великое явление искусства; вопреки мысли “горизонтов”, он защищал авторство Гомера относительно обеих поэм. Заканчивается античное гомероведение исследованиями неоплатоников, из которых отличается трактат “Гомеривские вопросы” философа Порфирия (III ст. н. э.). Гомер толкуется здесь в основном аллегорически – то в философском, то в филологическом аспектах.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Социальные факторы развития личности.
Сейчас вы читаете: Кем был Гомер