Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряд других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.
Каждая из двух поэм берет лишь небольшие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора.
Война — основная стихия героев «Илиады», причем битва изображается
Кроме того, воитель хочет знать, с кем он имеет дело. Иногда единоборство происходит при особых условиях: чтобы обеспечить свободу борцам и невмешательство
Живя в обстановке войны и убийств, поэт с выразительным реализмом изображает смерти и предсмертных конвульсий: умирающий, упав на землю, судорожно хватает ее зубами. Также ярко изображаются жестокость и насилие победителей.
В «Илиаде» поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта. Тем более ярким контрастом является наполненная глубоким чувством сцена свидания Гектора с Андромахой, исключения составляют также описания пиров и жертвоприношений. Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, несмотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи — ее герои.
Главные образы.
Центральной фигурой «Илиады» является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. «Ахилл — это поэтическая апофеоза героической Греции», — так характеризует его Белинский. Ахилл — цельная и благородная натура, олицетворяющая собою ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Долг для него превыше всего: ради мести за смерть друга он готов пожертвовать собственной смертью. Он чужд хитрости и двоедушия.
Из — за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Оскорбленный Агамемноном, он готов убить его на месте. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого — то демона — истребителя; он заваливает их трупами русло реки Ксанфа и бьется с самим богом этой реки. Наконец, интересно видеть, как этот суровый, полный гнева воитель смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына и напоминавшего так живо о его собственном отце.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора — представитель враждебного народа, к которому нельзя относится как к соплеменнику, однако Гомер изображает Гектора с большой симпатией. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Не мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем выше всего.
Микенский царь Агамемнон, старший из Артридов, является предводителем всего похода и называется «владыкой мужей» или «пастырем народов». Менелай — спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены — главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами. Оба они злоупотребляют своим высоким положением, особенно Агамемнон. Его эгоизм и своекорыстие послужили причиной гнева Ахилла.
Менелай, как главное заинтересованное лицо, за честь которого сражаются ахейцы, должен был бы занимать в «Илиаде» главное месть. Но на деле он оказывается неподходящим для этого, и его место занимает Агамемнон. В поединке с Парисом он дает выход накопившейся у него злобе против своего обидчика. Но в общем, как воин, он заметно уступает другим героям. Значительная роль выпадает на его долю только при спасении тела Патрокла.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора — вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления.
Аякс — сын Теламона, превосходит храбростью и силой всех, кроме Ахилла.
Привлекает общую любовь Патрокл, ближайший друг Ахилла, воспитанный с ним вместе в доме Пелея. Совершая подвиги, он увлекся мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора.
Большую роль играет и похититель Елены Парис — Александр, выведенный как тип изнеженного женолюбца. Парис живет в роскоши, блистает красотой одеяния. Он использует силу и самопожертвование троянцев и союзников и упорствует в нежелании возвратить Елену Менелаю, хотя и готов щедро расплатится за нее своими сокровищами.
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну — Гектору. От имени всего народа он совершает жертвоприношение богам. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно. Но несчастье преследует его, и почти все сыновья его гибнут от руки Ахилла.
В поэме мы встречаем и ряд женских образов. Бросается в глаза, что гомеровские женщины менее связаны условностями жизни, чем их позднейшие преемницы. Перед нами проходят: супруга Гектора Андромаха, мать его Гекуба, Елена и пленница Ахидда Брисеида.
Андромаха — верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого скоропостижно умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. Простившись с ним, она в доме с рабынями уже оплакивает его, как мертвого. Заслышав вопли на стене, она бежит, чтобы узнать скорее, что случилось, и вдруг видит, как Ахилл волочит по полю тело Гектора; она лишается чувств и падает на руки сопровождавших ее женщин.