Агамемнон
АГАМЕМНОН — 1) герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н. э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н. э.), Софокла «Алке» (ок. 455-445 до н. э.), Еврипида «Ифигения в Авли-де» (408-405 гг. до Р. Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в догомеровскую -эпоху. В «Илиаде» А., царь Микен, возглавляет поход греков против Трои. Его ссора с Ахиллам, храбрейшим героем греческого войска, поставившая на карту судьбу всего войска, лежит в основе сюжета «Илиады». А. предстает перед нами как надменный и эгоистичный властитель, которого только
2) Герой трагедий Л. Аннея Сенеки «Агамемнон» и «Троянки» (середина I в. н. э.). Первая из этих трагедий является переработкой знаменитого «Агамемнона» Эсхила. В отличие от прототипа герой Сенеки появляется в ней лишь ненадолго; гораздо большее внимание уделено Эгисфу и Клитемнестре. Тонкий символический рисунок Эсхила (пурпур, на который сперва не осмеливается ступить А., и непонятное для окружающих пророчество Кассандры) заменен беседой будущих убийц: жена колеблется, и Эгисф убеждает ее принять разумное решение. Сам А. появляется в трагедии только на короткое время, чтобы выразить свою радость и обменяться с троянской пророчицей несколькими словами: та предупреждает его, но микенский царь не слушает ее, принимая Кассандру за безумную, и приказывает слугам удержать ее. Этот бледный образ вполне естественно заслонен своим блистательным прототипом.
Вторая трагедия представляет собой сюжетную контаминацию «Гекубы» и «Троянок» Ев-рипида (причем первая также содержит две почти независимые сюжетные линии: неудачную попытку Гекубы спасти Поликсену (ее требовала в жертву тень Ахилла) от жреческого ножа и ее месть фракийскому царю за коварно погубленного сына Полидора); здесь А. действует только в первой части и не появляется во второй (попытка. Андромахи спасти сына Астианакса). Атриды вообще не пользовались расположением трагиков младшего поколения; наиболее непривлекательным образ А. выведен в «Аяксе» Софокла. Вопреки этой традиции А. изображен как умеренный и разумный правитель; он пытается спасти Поликсену (чего нет у Еврипида) и спорит с необузданным и кровожадным Неоптолемом (изображенным в традициях Вергилия): «Ни один закон не щадит пленного и не препятствует казни — Что не запрещает закон, тому мешает свершиться стыд — Победителю позволено все, что он ни решит сделать — Кому позволено многое, тому подобает желать лишь наименьшего». В новое время это отношение к героям поменялось (блестящий пример в русской драматургии — «Андромаха» П. Катенина, где А. не оставлено привлекательных черт).
Судьбе А. посвящены также трагедии В. Альфьери «Агамемнон» (1776) и Г. Гауптма-на «Смерть Агамемнона» (1943).