Агамемнон

АГАМЕМНОН – 1) герой “Илиады” Гомера (VIII в. до н. э.), трагедий Эсхила “Агамемнон” (458 г. до н. э.), Софокла “Алке” (ок. 455-445 до н. э.), Еврипида “Ифигения в Авли-де” (408-405 гг. до Р. Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в догомеровскую -эпоху. В “Илиаде” А., царь Микен, возглавляет поход греков против Трои. Его ссора с Ахиллам, храбрейшим героем греческого войска, поставившая на карту судьбу всего войска, лежит в основе сюжета “Илиады”. А. предстает перед нами как надменный и эгоистичный властитель, которого только горький опыт заставляет примириться с Ахиллом и возвратить ему его пленницу Брисеиду. Аналогичные свойства характера А. проявляет и в трагедии Софокла “Аякс”. В трагедии Еври-пида “Ифигения в Авлиде” А. оказывается вынужденным под давлением войска ради успеха троянского похода принести в жертву свою дочь Ифигению, предварительно вызвав ее под ложным предлогом свадьбы с Ахиллом. В “Одиссее” Гомера упоминается гибель А. от руки любовника его жены Клитемнестры Эгисфа после возвращения его из-под Трои. Гибели А. посвящена трагедия Эсхила “Агамемнон”, первая часть трилогии “Орестея”. А. оповещает о взятии Трои и о своем предстоящем прибытии при помощи “огненного телеграфа” и тем облегчает для Клитемнестры возможность заранее приготовиться к преступлению. Прибыв из-под Трои в Аргос, где он, согласно Эсхилу, царствовал, А. после колебаний поддается льстивым уговорам Клитемнестры и, сойдя с колесницы, входит во дворец по пурпурным коврам, проявляя этим дерзость по отношению к богам. Клитемнестра сама убивает его в ванне, опутав предварительно покрывалом, а затем расправляется с привезенной им из Трои наложницей Кассандрой, прорицательницей, дочерью царя Приама. Во второй части трилогии (“Хоэфоры”) даже говорится, что Клитемнестра перед тем, как похоронить А., расчленила его тело. В третьей части (“Евменидах”) тень Клитемнестры жалуется, что А. преследует ее упреками в царстве мертвых.
2) Герой трагедий Л. Аннея Сенеки “Агамемнон” и “Троянки” (середина I в. н. э.). Первая из этих трагедий является переработкой знаменитого “Агамемнона” Эсхила. В отличие от прототипа герой Сенеки появляется в ней лишь ненадолго; гораздо большее внимание уделено Эгисфу и Клитемнестре. Тонкий символический рисунок Эсхила (пурпур, на который сперва не осмеливается ступить А., и непонятное для окружающих пророчество Кассандры) заменен беседой будущих убийц: жена колеблется, и Эгисф убеждает ее принять разумное решение. Сам А. появляется в трагедии только на короткое время, чтобы выразить свою радость и обменяться с троянской пророчицей несколькими словами: та предупреждает его, но микенский царь не слушает ее, принимая Кассандру за безумную, и приказывает слугам удержать ее. Этот бледный образ вполне естественно заслонен своим блистательным прототипом.
Вторая трагедия представляет собой сюжетную контаминацию “Гекубы” и “Троянок” Ев-рипида (причем первая также содержит две почти независимые сюжетные линии: неудачную попытку Гекубы спасти Поликсену (ее требовала в жертву тень Ахилла) от жреческого ножа и ее месть фракийскому царю за коварно погубленного сына Полидора); здесь А. действует только в первой части и не появляется во второй (попытка. Андромахи спасти сына Астианакса). Атриды вообще не пользовались расположением трагиков младшего поколения; наиболее непривлекательным образ А. выведен в “Аяксе” Софокла. Вопреки этой традиции А. изображен как умеренный и разумный правитель; он пытается спасти Поликсену (чего нет у Еврипида) и спорит с необузданным и кровожадным Неоптолемом (изображенным в традициях Вергилия): “Ни один закон не щадит пленного и не препятствует казни – Что не запрещает закон, тому мешает свершиться стыд – Победителю позволено все, что он ни решит сделать – Кому позволено многое, тому подобает желать лишь наименьшего”. В новое время это отношение к героям поменялось (блестящий пример в русской драматургии – “Андромаха” П. Катенина, где А. не оставлено привлекательных черт).
Судьбе А. посвящены также трагедии В. Альфьери “Агамемнон” (1776) и Г. Гауптма-на “Смерть Агамемнона” (1943).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Semantic formal functional relations.
Сейчас вы читаете: Агамемнон