Путь Одиссея как путь испытаний характера и ума человека
Проблема Одиссея — «ненавистный бессмертным богам», так называет его Эол. Почему ненавистный? Возможно, так как он поставил себя на один уровень с богами? Конфликт с Посейдоном и его сыном Полифемом — это конфликт человека с безжалостной и жестокой естественной стихией, намного более сильной и непредсказуемой, и тупой несправедливой силой и ограниченным, почти не развитым умом. Вместе с тем человек все время старается доказать свою силу, выносливость, первенство в окружающем мире. Основной конфликт поэмы Гомера «Одиссея» можно
Большей частью они привыкли принимать вызов жестокой, грубой воинствующей силы (вспомним, что нашим путешественникам пришлось пройти большие испытания в кровопролитии Троянской войны, в противостоянии морской
Киркее важно получить моральную власть над человеком, показать его беспомощность (она заставляет существ, которые сохранили человеческий ум, вести животный образ жизни и сознавать свое безвыходное положение, «в грязи валяясь всегда»), она оставляет им слезы и страдание. Это тешит волшебницу, она получает от этого удовлетворение как охотник, в ловушку которого попала добыча. Есть действительно что-то паучье в действиях колдуньи. С какой целью Гомер почти дословно повторяет ситуацию несчастья, которое постигло героев, устами Эврилоха. Это один из важнейших приемов эпоса Гомера — использование повторов с целью замедления действия.
Состояние Эврилоха, его слезы, плач, потеря на определенное время возможности говорить лишь подчеркивают уровень опасности, в которую попали спутники Одиссея. Мы уже отмечали в стихах давних греков всевластие Судьбы. Возможно, Киркея также находится под властью Судьбы. От фиванского провидца Тиресия, чей дух мучился у Аида, Одиссей узнает о причинах своих несчастий, связанных с ослеплением Полифема, любимого сына бога морей Посейдона. Но причина испытаний не только в гневе бога, а и в самих людях. Тиресий предупреждает, что сам Одиссей и его спутники должны сдерживать свои желания, не осуществлять безумных поступков. Провидец говорит Одиссею о острове Тринакрие, где пасутся священные быки бога солнца Гелиоса, именно к нему должны причалить корабли Одиссея.
Путь к Итаке будет наполнен опасностями, но все доберутся живыми до родины, если не поднимут руки на священных животных Гелиоса, если же нет, то погибнут все спутники героя, а сам он никогда не будет иметь счастья и покоя, даже вернувшись к берегам отчизны. И конец страданиям настанет лишь тогда, когда встретит Одиссей людей, которые никогда не видели моря и примут весло, которое он будет нести на своем плече, за лопату. Гекатомбы в честь Посейдона должны примирить всевластного бога с Одиссеем, и тогда в почете, богатстве и покое он доживет до глубокой старости. На пророчества Тиресия Одиссей отвечает, что он примет все, что предназначено ему богами. У Аида Одиссей встречается с душой умершей матери и многих героев Троянской войны. Удивительно, что они его узнают и вступают в разговор, только напившись крови жертвенных животных, зарезанных Одиссеем в честь Аида и Персефоны.
Путь Одиссея из Аида лежит к острову Эи, где Киркея предостерегает его о опасностях, которые ожидают его на острове сирен и возле смертоносных скал Скиллы и Харибды. Но возвращение связано еще и с необходимостью погребения Эльпенора, который неосмотрительно оступился и сломал себе шею уже после освобождения спутников Одиссея от чар Корки (в этом эпизоде четко прослеживается соблюдение традиций последней дани умершим). Человек своими силами не всегда в силах противиться Судьбе, он становится обреченным.
Но слезы Одиссея это не проявление малодушия, а скорее свидетельство верности семье и родине, свидетельство невыразимых душевных страданий, которые известны лишь смертным. Необходимо вмешательство божественных сил, чтобы изменилась ситуация. И действительно, Афина Паллада просит отца, громовержца Зевса, помочь ее любимцу. Волю Зевса объявляет нимфе Калисто Гермес. Снова Гермес! Воля богов выполнена! Нимфа Калипсо отпускает Одиссея, и прежде чем достичь обещанной земли — острова Схерии, где живут дорогие богам феаки, Одиссей снова попадает в ловушки Посейдона, который никак не может унять свою злость.
Вот, в конце концов, благородные феаки помогают Одиссею добраться до берегов родной Итаки, хотя сами были за это поглощены пучиной моря. В настоящее время женихи задумали зло против Телемаха, а Пенелопа решает прекратить разорение, устроив состязание женихов в стрельбе из лука Одиссея. Женихи много дней и ночей опустошали богатства дома Одиссея и заставляли терпеть невыразимые страдания его жену и сына. Одиссей приказывает своим слугам запереть все двери и ворота, а также запереть все входы и выходы на женскую половину и приказывает своей няне Эвриклее следить за тем, чтобы все женщины в доме вели себя очень тихо.
Одиссей устраивает ловушку женихам, он замыкает пространство, чтобы не было возможности избежать наказания. В переводе В. А. Жуковского на русском языке мы читаем: «Он же, покуда есть еще стрелы, каждой стрелой в одного из врагов попадал, не давая промаха.». После кровавого пиршества Одиссей приказывает своим слугам убрать трупы и вымыть все в доме, который был залит кровью. Но он не удовлетворился только наведением чистоты, а еще и осуществил обкуривание очистительной серой. Пространство зала между Одиссеем и Пенелопой символизирует недоверие героини. Одиссея так долго не было дома, его судьба так долго была обвита тайной, что Пенелопа боится еще больших разочарований, если бы подорожный действительно оказался кем-то из богов.