Певец Лауры Франческо Петрарка
Франческо Петрарка родился в семье, где все мужчины из поколения в поколения занимались юридической практикой. Отец Петрарки был изгнан из Флоренции, подобно Данте, за политическую деятельность и принадлежность к партии белых гвельфов. Начальное образование Франческо получил в доме набожного и начитанного деда. Школу Петрарка окончил в Авиньоне, затем поступил в Болонский университет. Семья видела в нем будущего юриста. Но юноша не закончил курса. Он оставил университет, вернулся в Авиньон и полностью сосредоточился на занятиях поэзией.
Петрарка был погружен в светскую жизнь: празднества, увеселения, визиты многочисленным знакомым. Прекрасные дамы вдохновляли его на канцоны, мадригалы, сонеты. К нему приходит слава лучшего поэта не только Авиньона, но и всей Италии, а также Франции.
Позднее поэт принял священнический сан, однако главной сферой его деятельности было творчество. Петрарка был автором научных и религиозно-богословские трактатов «Буколическая песнь», «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», «О достопамятных вещах и событиях». Создал он и знаменитую исповедь, которую
Последние годы жизни Петрарки прошли в Падуе и в Аркве, маленьком селении на холмах, расположенном среди оливковых рощ, кипарисов и виноградников. Он продолжал писать до последних минут жизни и завершил свой жизненный путь 19 июля 1374 г. , работая над очередной рукописью — жизнеописанием Цезаря.
Самое известное произведение Петрарки — «Книга песен», которая включает в себя сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, баллады, созданные им в честь его возлюбленной Лауры.
О ней известно только то, что впервые автор увидел ее в церкви Санта-Кьяра б апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась. Еще десять лет Петрарка воспевал ее, посвящая сонеты и канцоны: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Красота возлюбленной возвышает любящего, но при всей возвышенности она остается реальной прекрасной женщиной, своеобразной и неповторимой.
В своих теоретических работах Петрарка обосновал отличие культуры Средних веков от культуры Возрождения. Именно от Петрарки идет традиция рассматривать культуру Средневековья как теоцентричную (центр — Бог, религия, аскетизм, самоограничение), а Ренессанса — как антропоцентричную (центр — человек, разум, любовь, радость, свобода).
Петрарка с юных лет высоко ценил античную культуру и первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона, Вергилия, Эпикура и Тацита.
Петрарка считал главным показателем культуры, основным в формировании и развитии человека его речь. Он первый сформулировал тезис о том, что наличие единого языка есть непременное условие существования государственности.
Этот всесторонне образованный человек всю жизнь тяготел к природе и не противопоставлял ее культуре. Достижение гармонии с природой было для него идеалом. Недаром он предпочитал жить в небольшом селении Воклюзе недалеко от Авиньона. Для великого поэта человек природы — «естественный человек» — был детищем свободы. Петрарка называл себя «гражданином рощ». Он писал: «Города — враги моим мыслям, леса — друзья. В городе я другой человек, чем в деревне. Тут я повинуюсь природе, там — примеру».
Исследователи справедливо отмечают: «Петрарка действительно отец гуманизма. По его сочинениям учились целые поколения ученых».
Из «Книги песен»
Предательскою страстью истомленный,
Я вновь спешу туда — в который раз!
Где я увидел свет любимых глаз,
За столько лет впервые благосклонный.
И, в сладостные думы погруженный
О нем, который в думах не погас,
Я от всего иного тот же час
Освобождаюсь, умиротворенный.
Поутру, в полночь, вечером и днем
Я внемлю нежный голос в тишине,
Которого никто другой не внемлет,
И, словно дуновенье рая в нем.
Он утешение приносит мне
И сердце радость тихая объемлет.
Доблестный собеседник
На пире человеческого разума