Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н. В. Гоголь «Ревизор»)
А почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором», начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это «несообразность», но, как, смеясь, уверяет писатель, «во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают».
В мире, где так странно и непостижимо «играет нами судьба наша», возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. «Правильной»
Талантливый критик, младший современник Гоголя, Аполлон Григорьев говорил, что персонажи «Ревизора» живут «миражной жизнью», отражающей в конечном счете фантастическую извращенность русской действительности. «Форма без содержания, движение без цели, внешность интересов и, стало быть, пустота их. Страшная, мрачная картина. i>
Последний штрих этой «страшной, мрачной картины» — немая сцена, которая возникает в пьесе как будто неожиданно, как гром среди ясного неба. Тем не менее она подготовлена всей художественной логикой комедии. Страх, отчаяние, надежду, бурную радость — все суждено было пережить горожанам в эти несколько часов ожидания и приема ревизора. Переход от одного состояния к другому совершался с головокружительной быстротой. Рассудок не успевал фиксировать перемену; контуры реальных событий смещались и наплывали друг на друга. «Не знаешь, что и делается в голове, — говорит городничий, — просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить».
И вдруг — первый удар: «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.» Перемена так внезапна, что инерция сознания еще продолжает рождать старые представления. Городничий выговаривает почтмейстеру, что тот осмелился распечатать «письмо такой уполномоченной особы»; Анна Андреевна восклицает: «Это не может быть — ведь ревизор обручился с Машенькой!» Есть в этом, конечно, и отчаянная попытка обманутых скрыть правду от самих себя.
В воздухе отчетливо запахло катастрофой, но это еще не сама катастрофа. Она пришла, когда миновало первое потрясение от удара. Казалось, исступленные жалобы городничего, поиски виновника, злорадное преследование «козлов отпущения» — Бобчинского и Добчинского — дали какой-то выход досаде и горю. Но тут новый, на этот раз непереносимый удар. Известие о прибытии настоящего ревизора. «Вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».
Недоговоренность «немой сцены» (ведь настоящий ревизор в пьесе так и не появился) оставляла простор для различных толко